Профессиограмма "дизайнер"
История профессии. Дизайнер - достаточно молодая профессия на рынке труда, хотя и имеющая свои древние исторические корни. Профессия дизайнера сформировалась в XX в. и стала активно распространяться благодаря бурному развитию промышленности и производства, компьютерных и интернет-технологий. Исторически человеку было свойственно искать наиболее красивые и гармоничные варианты оформления своих изделий, места для жизни и работы. Создание таких вещей и является основной задачей дизайнера.
Тип профессии - человек - художественный образ.
Класс профессии - творческий.
Профессиональная область - дизайнерское искусство.
Базовое образование - среднее и высшее профессиональное образование.
Условия труда. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Работа происходит преимущественно сидя, с использованием компьютера либо специальных инструментов - бумаги, планшетов, изобразительных средств и т.п.
Доминирующие виды деятельности:
1) создание новых проектов предметного окружения современного человека для улучшения условий труда;
2) разработка художественно-конструкторских проектов изделий производственного и бытового назначения, оформление интерьера помещений, офисов;
3) разработка деталей внешнего оформления изделий, интерьера;
4) изучение требований заказчиков к проектируемым изделиям и технических возможностей их изготовления;
5) подбор материалов для изготовления изделий;
6) контроль за реализацией замысла на этапах проектирования, изготовления, испытания и презентации готового изделия заказчику;
7) разработка технической документации на проектируемые изделия (эскизные и рабочие чертежи, демонстрационные рисунки, схемы, рабочие проекты, модели);
8) работа, связанная с упаковкой и рекламой конструируемых изделий;
9) проектирование изделий и объектов с учетом имеющихся недостатков, следуя современным тенденциям;
10) оценка значимости создаваемых изделий для каждого потребителя в отдельности и для общества в целом;
11) оказание консультативной помощи предприятиям, организациям и частным лицам.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: творческие способности; художественные способности; умение донести, передать основной замысел с помощью графического изображения, макета; аналитические способности; высокий уровень развития воображения; развитое пространственно-образное мышление; хорошие зрение и глазомер; чувство гармонии и вкуса; способность воспринимать, различать широкий спектр цветов и их оттенков.
Личностные качества, интересы, склонности: открытость для восприятия нового; оригинальность, находчивость; независимость, самостоятельность; интуитивность; ответственность; реалистичность; наблюдательность; общительность.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие вкуса; ригидность мышления; недостаточно развитое пространственно-образное мышление; отсутствие воображения.
Области применения профессиональных знаний: сфера культуры и быта; моделирующие и производственные организации; конструкторские бюро при министерствах и ведомствах; исследовательские, проектные институты; художественно-конструкторские подразделения на промышленных предприятиях; театры, дворцы культуры; образовательные учреждения (колледжи, техникумы, вузы).
Преимущества профессии - большое количество вариантов специализации и областей применения, самостоятельность в принятии решений, разнообразие деятельности.
Ограничения профессии - высокая конкуренция во многих отраслях, необходимость постоянно развивать свои навыки и умения.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (артистический и предпринимательский): критик; декоратор; актер; хореограф; дирижер; писатель; иллюстратор; библиотекарь; фотограф; певец.
Учебные заведения, обучающие данной профессии.
1. Московский художественно-промышленный институт (МХПИ).
2. Московский государственный университет печати им. Ивана Федорова (МГУП).
3. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).
4. Московский государственный текстильный университет им. А. Н. Косыгина (МГТУ).
5. Государственный специализированный институт искусств (ГСИ И).
Профессиограмма "биолог"
История профессии. Сам термин "биология" был предложен еще в начале XIX в., хотя современная биология берет начало с глубокой древности.
В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнологии, генная инженерия.
Тип профессии - человек - природа.
Класс профессии - эвристический.
Профессиональная область - биология.
Базовое образование - высшее профессиональное образование.
Условия труда. Представители данной профессии работают как в помещениях (лаборатории, производство), так и на открытом воздухе (исследования, снятие проб и анализов). Работа происходит в движении или сидя, с использованием компьютера и специальных инструментов.
Доминирующие виды деятельности:
- исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;
- изучение вопросов систематизации живых существ;
- изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности;
- изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, многообразия видов и типов;
- исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных;
- изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом;
- изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов;
- подготовка и постановка биологических исследований;
- работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях;
- рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности. Способности: высокий уровень развития зрительного восприятия цвета; хорошее развитие концентрации внимания; творческое мышление; богатое воображение; способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке; развитие образной зрительной памяти; аналитические способности.
Личностные качества, интересы, склонности: любознательность; терпеливость; наблюдательность, созерцательность; скрупулезность в работе; аккуратность; интерес к живым организмам; склонность к лабораторной работе.
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: отсутствие интереса к природе; низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; склонность к подвижным видам деятельности; плохое развитие ручной моторики; стремление к активному взаимодействию с другими людьми.
Области применения профессиональных знаний: лаборатории при научно-исследовательских институтах; природоохранные организации; экологические организации; ботанические и зоологические сады, заповедники; отрасли сельского хозяйства; сфера образования (вузы, колледжи, школы).
Преимущества профессии - разнообразие деятельности, научная направленность труда.
Ограничения профессии - востребованность на рынке сильно зависит от сферы специализации в областях биологии.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский): агроном; животновод; геофизик; врач; метеоролог; ветеринар; антрополог; археолог; химик; геолог; криминалист.
Учебные заведения, обучающие данной профессии.
1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова).
2. Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
3. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина (МГАВ-МиБ им. К. И. Скрябина).
4. Российский государственный аграрный университет (РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева).