Глава 9. Проектная деятельность учреждения культуры: деятельностно-средовой подход
Управление деятельностью организации есть управление тремя основополагающими процессами: функционированием, воспроизводством и развитием. Проекты организаций являются выражением процесса их развития.
Важно запомнить!
Если процесс воспроизводства в сфере культуры означает воспроизводство и трансляцию во внешнюю среду образцов культуры, этических и эстетических норм, культурных ценностей, то процесс развития — это производство новых ценностей.
Проекты имеют принципиально инновационный характер и призваны модернизировать как внутреннюю среду организации, так и внешнюю. Проект есть реакция на изменение внешней среды и способ влияния на эту среду, способ преобразования действительности средствами культуры. Будучи открытой системой, организация с помощью проекта решает проблемы надсистемы — местной социокультурной среды — и попутно решает проблему собственную. Проекты открывают для организации возможность взаимодействия с этой средой, и именно поэтому проектная деятельность перспективна с точки зрения установления партнерских отношений с другими субъектами, оказывающими формирующее влияние на культурную среду, — с организациями культуры, образования, с властью, бизнесом, религиозными организациями и др. Чем большее количество партнеров собирает проект, тем более весомой оказывается его ресурсная база — и тем более весомым может оказаться его значимость для развития территории.
Успех проекта предопределяется прежде всего его целью, при этом она должна быть:
четко сформулирована;
реально достижима с помощью имеющихся ресурсов;
соответствовать направлению деятельности организации.
За формулируемой целью стоит некий образ будущего, которое проектировщики стремятся создать с помощью проекта. Если этот образ своими масштабами явно не соотносится с имеющимися в распоряжении ресурсами, то такой проект оказывается на деле "прожектом", т.е. чем-то неосуществимым. Для того чтобы проверить, удачно ли сформулирована цель проекта, существует несколько проверочных моментов:
представить систему доказательств того, что предложенный проект ведет к достижению цели (доказательства должны опираться на индикаторы);
убедиться, что цель лежит в области надсистемы (в социокультурной среде);
убедиться, что цель (в отличие от задачи) не может быть достигнута к какой-то определенной дате.
Для достижения цели должны быть определены задачи. Одни из них представляют собой цепочку последовательных действий, которые вытекают одно из другого, другие могут решаться параллельно, т.е. в одно и то же время. Это, как правило, действия, направленные на установление связей с общественностью, реклама, работа с сайтом и социальными сетями в Интернете и др.
Проектировщик должен не только знать, какими материальными и нематериальными ресурсами он располагает, но и хорошо представлять себе, как заставить их работать наиболее производительно. К сожалению, отнюдь не редкость, когда имеющиеся или возникающие новые ресурсы используются необдуманно, нерационально. Например, директор музея решает потратить вдруг появившиеся деньги (от спонсора) на мощные суперсовременные компьютеры. Компьютеры покупают, а йогом заказывают мультимедийную программу для имеющейся экспозиции. В результате оказывается, что для данной программы такие мощные дорогие компьютеры не нужны, можно было обойтись техникой гораздо более дешевой.
На заметку
Во всем мире покупают технику под существующую программу, а не заказывают программу под имеющуюся технику. Неосмотрительность руководителя ведет организацию, существующую в режиме жесткой экономии, к еще большим тратам.
Результат, достигнутый по осуществлению проекта, должен быть долговременным и открывать перспективу для дальнейшей деятельности организации в этом направлении, открывать путь новым проектам.
Проект имеет четкие временные рамки. Все этапы проекта рассчитываются по срокам и служат выполнению последовательных задач. Полный цикл проекта имеет четыре фазы: замысел — планирование — реализация - завершение.
Редко какой проект может претендовать на абсолютную новизну, или инновационность. Инновационным проект может быть относительно местной культурной среды, относительно данной организации. Реализация проекта всегда представляет собой определенный риск — любой проект, даже самый нужный и интересный, может провалиться по разным причинам, но главным образом потому, что его организаторы действуют в условиях неопределенности, не имея, в силу новизны предприятия, проложенных путей, алгоритма действий. Степень риска прямо пропорциональна инновационности (уникальности) проекта. Новизна может быть не только в абсолютной новизне идеи, но и в характере ее интерпретации. Здесь на первый план выходит творческий замысел, умение видеть новое в привычном, умение разглядеть проблему.
Проект имеет социальный контекст, адресность, он к кому-то обращен: к властям, потенциальным благотворителям, спонсорам, к определенной социальной группе. Любой культурный проект решает определенную социальную задачу, проблему. Решая проблему социокультурной среды, проект решает и более узкую проблему своего учреждения.
Основа социокультурного проектирования — это непосредственное участие в нем той части социума, кому адресован проект, для кого он создается. Специалисты в этой области подчеркивают большое значение такого фактора, как ожидания аудитории. Па всех стадиях осуществления проекта, начиная от его замысла, необходимо обязательное обсуждение проекта с аудиторией. Нужно выяснить, "чего хотят люди, как они сами готовы участвовать в этом и какую ответственность они готовы взять за то, что мы, профессионалы, для них готовы сделать"[1]. По меткому сравнению Н. А. Никишина, "это проектирование паровозов при участии машиниста"[2].
Коммуникация с социокультурной средой и установление партнерских связей с ее субъектами решает следующие задачи:
доставка информации о проекте;
сбор информации для проекта (для его создания и осуществления);
продвижение проекта;
аккумуляция ресурсов.
Адаптивность — способность встраиваться в заданную среду, в ее контекст. Игнорировать местные факторы, тенденции, течения нельзя. Адаптивность к местной среде — это также способ найти каналы возможного финансирования проекта.
В стадии реализации проекта необходимо осуществлять контроль: что в действительности мы делаем (как это соотносится с целью и задачами проекта), в какую сторону отклонились от заданного пути? Существует опасность перерождения проекта, поэтому его осуществление требует постоянной самопроверки. Может оказаться, что требуется откорректировать какие-то задачи, уточнить цели. В фазе завершения проекта необходимо проанализировать допущенные ошибки и разрешить проблемы, связанные с функционированием проекта.
Информационное обеспечение. Все фазы развития проекта требуют постоянной информационной поддержки, которая создается с помощью местных СМИ, социальных сетей в Интернете, интернет-сайта организации. Важно обратить внимание на то, чтобы виртуальная "реализация" проекта не перевесила его подлинное действие.
На заметку
Информационное присутствие в интернет-сообществах второго и третьего поколения (технологии web 2.0 и web 3.0) позволяет избежать значительных затрат на рекламу культурного проекта, коммуникацию с общественностью, потенциальными партнерами, волонтерами и т.д.
К названным интернст-сообществам относятся отечественные vkontakte.ru, odnoklassniki.ru, moikrug.ru, международные facebook.com, myspace.com и др. Социальная сеть imhonet.ru предоставляет навигацию по культурным событиям и рекомендации книг, кино, спектаклей, выставок, радиопередач на основе принципа коллаборативной фильтрации. Бесплатные фотохостинги netprint.ru, fotki.yandex.ru, picasaweb.google.com и др. позволяют публиковать, сохранять и совместно использовать неограниченные объемы цифрового фотоматериала. Бесплатные видеохостинги youtube.com, video. google.com, video.yandex.ru, rutube.ru дают возможность разметать на них видеосюжеты, создавать собственные каналы вещания, организовывать подписку, включать публикуемое видео в системы глобального поиска.
Команда проекта. Для воплощения проекта в жизнь больше всего подходят творческие группы, обладающие достаточной свободой действий, не связанные постоянными служебными обязанностями в структуре организации. Это могут быть временные коллективы, волонтерские группы, в объединении которых большую роль играют неформализованные отношения. Они мобильны, хорошо ориентируются в течениях местной культурной среды. Эти качества позволяют часто достичь результата, превосходящего результат деятельности целой организации.
Оценка эффективности проекта. В социокультурных проектах качественные показатели (например, рост гражданского самосознания, духовное обогащение, воспитание патриотизма) в отличие от количественных (количество мероприятий, количество посетителей) не поддаются непосредственному измерению. Тем не менее существует настоятельная потребность представить их в качестве аргументов и доказательств результативности проекта его партнерам, спонсорам, местным властям. В определенной степени качественные результаты проекта отражаются в общественном мнении, которое можно выявить с помощью социологических опросов, интервью фокус-групп, анализа публикаций СМИ, отзывов профессиональных критиков.
Убедительным доказательством эффективности культурного проекта является повышение экономических показателей территории, связанное с привлечением внимания к проекту со стороны туристов. Эти показатели вполне можно подсчитать в денежном эквиваленте.
"Проект рождает проект". Успешный проект привносит в организацию новые ресурсы, стимулирует ее развитие, открывает возможность новых инициатив. Неслучайно среди культурных проектировщиков родился слоган "Проект рождает проект". Если такое действительно происходит, значит данный проект был шагом вперед по осуществлению стратегической программы организации по воплощению в жизнь ее миссии.
В социокультурном проектировании успешно применяется так называемый деятелъностно -средовой подход. Деятельностно-средовой подход — это комплекс методических установок, позволяющий учреждению культуры выйти "за пределы собственных стен" и более эффективно реализовать свою миссию, одновременно помогая местному сообществу решать хозяйственные, экономические, воспитательные и другие насущные проблемы.
Деятельностно-средовой подход — это инструмент усовершенствования культурной среды, основанный на ее целостном восприятии, позволяющий преодолеть узковедомственный и узкопрофессиональный подходы к ее проблемам и соорганизовать усилия учреждений культуры, городских властей, горожан и внешних экспертов. Концепция деятельностно-средового подхода была предложена, теоретически осмыслена и практически опробована известным экспертом по городской среде, исследователем проектного творчества В. Л. Глазычевым. Его социальные эксперименты конца 1980— 1990-х гг. позволили вывести ряд принципов, большинство из которых применимы к практике социокультурных проектов учреждений культуры:
мобилизация людского потенциала;
выявление "агентов развития";
объемлющие программы при снижении уровня принятия решений до самого основания городского сообщества;
расширение и углубление роли "планировщиков";
восстановление локальной экономической силы;
формирование сетей связей.