Проективный тест "Картина мира"
Проективный тест "Картина мира" был создан в процессе изучения измененных состояний сознания учеными Санкт-Петербургского государственного университета в 1997 г. Он позволяет исследовать внутреннюю картину мира человека, т.е. сумму представлений о себе, о мире и своем месте в нем. Исходя из основных положений разработчиков теста, большая часть мыслей и поступков индивида продиктована нс объективными обстоятельствами, а субъективной моделью мира. На ее основе человек так или иначе оценивает жизненные обстоятельства, реальные или предполагаемые действия, придает им определенный смысл. Методика "Картина мира" может диагностировать: отдельные черты личности индивида; внутренние мотивы и потребности; внутренние страхи; внутриличностные кризисы; способы реагирования на стрессовые ситуации; отношение к семье, дому, окружающим, самому себе и многое другое.
Тест Роршаха
Одну из самых известных и популярных проективных методик исследования личности представляет собой тест Роршаха. Он создан швейцарским психологом и психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Тест включает в себя Стимулъный материал, представленный 10 стандартными таблицами с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (так называемые "пятна Роршаха") (рис. 5.10).
Рис. 5.10. Пример стимульного материала теста Роршаха
Испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею (иными словами, свободную ассоциацию). Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид "видит" в кляксе, определяется особенностями его собственной личности. Роршах считал, что личность выражается тем отчетливее, чем менее стереотипизированы вызывающие ее стимулы, и обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.
Кроме того, Роршах вводит понятия интроверсии и экстраверсии, соответствующие совокупности определенных черт, связанных с преобладающим видом активности. Соотношением между параметрами интроверсии и экстраверсии определяется "тип переживания", указывающий на то, как, а не что переживает индивид. Помимо этого данный тест позволяет получить диагностические показатели о степени реалистичности восприятия действительности, эмоциональном отношении к окружающему миру, тенденции к беспокойству, тревожности, тормозящей или стимулирующей активность оцениваемого.
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:
1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т.д.);
3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
4) ОГЛАВЛЕНИЕ (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т.д.);
5) оригинальность – популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными тс, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
В "пятнах" Роршаха испытуемые видят силуэты людей, части человеческих фигур, силуэты и части животных, мифологических животных, предметы, пищу, пейзажи, растения, архитектурные сооружения и многое другое.