Проектирование процесса
Нетрудно заметить, что эдукационные процессы не отличаются особым разнообразием, часто происходят по одной и той же схеме. Это объясняется многими причинами. Во-первых, ограниченностью средств воздействия на человека. Как можно на него повлиять? Добрым словом, дружеским участием, призывом, внушением, подзатыльником, розгой, а если исключить все промежуточные стадии влияния, останется только слово, пример и розга. Во-вторых, восприимчивостью (или невосприимчивостью) человека к воспитательным влияниям. Здесь выбор средств еще беднее: обычно используется то, что даст самый быстрый результат. В-третьих, невозможностью решить все проблемы сразу. Постепенность приучения обязывает каждый новый акт выстраивать по одной и той же схеме: объяснение, упражнение, результат.
Таким образом, эдукационные процессы имеют циклический характер. Кроме того, современная теория обнаруживает в них одни и те же этапы (стадии), отражающие последовательность развития процесса. Главными этапами можно назвать подготовительный, основной, заключительный.
1. На этапе подготовки создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении и с заданной скоростью. На данном этапе решаются следующие важные задачи: 1) целеполагание; 2) диагностика; 3) прогнозирование; 4) проектирование и планирование развития процесса.
Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) заключается в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке ЭП и в имеющихся конкретных условиях. Целеполагание всегда привязано к конкретной системе осуществления ЭП – школе, классу, уроку и т.д. На данном этапе функционирования эдукационного процесса выявляются противоречия между общей педагогической целью и конкретными возможностями обучаемых, намечаются пути и способы разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики (от греч. diagnostics – способный распознавать). Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на прояснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать ЭП. Ее главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые способны помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки, условиях протекания процесса, многих других существенных обстоятельствах. Важно подчеркнуть, что первоначально намеченные задачи корректируются по результатам диагноза: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов процесса. Сущность прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) заключается в том, чтобы заранее, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можно узнать о том, чего еще не существует; заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Прогнозирование осуществляется по довольно сложным методикам, но затраты на получение прогнозов окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в проектирование и ход ЭП, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям. С конкретными примерами диагностики и прогнозирования ЭП познакомимся ниже.
Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. Как и сам процесс, план всегда привязан к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства учебно-воспитательным процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения отдельных воспитательных дел, уроков и т.п. Планы эдукационных процессов имеют определенный срок действия. Таким образом, план – это итоговый документ, в котором точно определено, кому, когда и что нужно делать.
2. Этап осуществления можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;
• взаимодействие педагогов и учеников;
• использование намеченных методов, средств и форм ЭП;
• создание благоприятных условий;
• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учащихся;
• обеспечение связи ЭП с другими процессами.
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно перечисленные элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу. В частности, в ходе педагогического взаимодействия осуществляется оперативный педагогический контроль, призванный играть стимулирующую роль. Но если его направленность, объем, цель не подчинены общей цели и направленности ЭП, не учитывают при этом множества других конкретных обстоятельств, контроль из стимула может превратиться в тормоз развития.
Важную роль на этапе осуществления процесса играют обратные связи, которые служат фундаментом для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение. Только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых. В этой связи напомним еще раз, что система ЭП – в значительной степени система саморегулирующаяся, поскольку занятые в ней люди обладают собственной волей и свободой выбора. Оперативная обратная связь в ходе ЭП способствует своевременному введению корректирующих поправок, придающих педагогическому взаимодействию необходимую гибкость.
3. Завершается цикл этапом анализа достигнутых результатов. Зачем это нужно? Почему важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты ЭП после его завершения? Ответ очевиден: чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом даже очень хорошо организованном процессе; чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего. Анализируя – обучаемся. Профессионально растет тот педагог, который извлекает пользу из допущенных ошибок. Взыскательный анализ и самоанализ – верный путь к вершинам педагогического мастерства.
Особенно важно понять причины неполного соответствия хода и результатов процесса первоначальному замыслу, определить, где, как и почему возникли ошибки. Практика показывает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса и работает словно впотьмах, надеясь достичь положительного эффекта "на ощупь". Кроме разочарований, неудовлетворения, потери времени и интереса такой процесс ученикам ничего дать не может.