Лекция 14. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАМПАНИИ
Изучив материал главы, студент должен:
знать
• ОГЛАВЛЕНИЕ проектной деятельности в политической кампании;
• основные принципы проектирования политической кампании;
• основные принципы планирования политической кампании;
уметь
• определять значение стадии проектирования в политической кампании;
• различать проектирование и планирование политической кампании;
• составить проект политической кампании;
владеть
• навыками подготовки проекта политической кампании.
Методологические принципы проектирования политической кампании
Проектирование (от лат. projectus – брошенный вперед) – это один из способов отображения будущего, заключающийся в мысленном конструировании образа объекта, обладающего желаемыми свойствами. Проектирование следует отличать от предвосхищения и предвидения, основанных на интуитивных представлениях о будущем, а также от футурологических концептов и утопических воззрений, которые возникают как поиск альтернативы действительности в соответствии с ценностными ориентациями мыслителя.
Для проектирования характерна иная "логика". Здесь конструирование нового образа объекта основывается не на ценностных предпочтениях или интуиции, а на комплексе сведений о свойствах этого объекта, механизмах его функционирования, системном видении взаимосвязей его структурных элементов. Поскольку только наука может дать более глубокое и всестороннее знание об объекте, то проектирование как особый вид деятельности стремится к тому, чтобы опереться на достижения научной мысли.
Проектирование политической кампании представляет собой мысленное конструирование конкретного, ориентированного на достижение заданных целей политико-управленческого процесса, логики его развертывания, последовательности действий, совершаемых его участниками. Результатом такой мыслительной деятельности становится документ (проект), в котором собрана вся информация о предполагаемом ходе политической кампании.
Проект необходимо разрабатывать для любой политической кампании. Иногда кажется, что, поскольку формирование позитивного образа той или иной политической организации или государственного учреждения является перманентной задачей для соответствующих PR-служб, то и проект вроде бы не нужен, достаточно плана мероприятий на год. В некоторых случаях даже составление плана мероприятий считают излишней бюрократической процедурой и полагаются на чутье и интуицию, которые подскажут, как следует действовать в конкретных условиях.
Такое отношение к проектированию крайне негативно может сказаться на ходе политической кампании и ее результатах. Во-первых, может появиться синдром "лебедя, рака и щуки", когда члены одной и той же команды, осуществляющей управление политической кампанией, могут и по-разному смотреть на стратегические цели кампании, и ориентироваться на взаимоисключающие технологии их реализации. Во-вторых, инициаторы политической кампании рискуют оказаться в роли догоняющих, постоянно подстраивающихся под общественное мнение, в то время как их главная задача – активно влиять на умонастроения и убеждения людей.
Особенно важны проекты в избирательных и других кампаниях, ориентированных на конкретный результат к определенному сроку. Все, кто хоть раз участвовал в организации и проведении избирательной кампании, отмечают необычайный прессинг различных случайностей, непредвиденных обстоятельств. Под напором неконтролируемых факторов очень легко растеряться, свести всю кампанию к хаотичным, непоследовательным действиям. И только проект позволяет выдерживать единую линию действий на протяжении всего срока предвыборной борьбы.
Конечно, функцию интегратора управленческих усилий проект может выполнить только при условии его качественной профессиональной разработки на основе определенных методологических принципов (рис. 14.1).
Рис. 14.1. Принципы проектирования политической кампании
Первым таким принципом является научность. Как отмечалось выше, проектирование от всех других видов предвидения будущего отличается опорой на научные знания в соответствующей области. В рамках политического менеджмента как системы научных знаний созданы валидные теоретические конструкции политических управленческих процессов. В гл. 4 мы, в частности, знакомились с моделью политической кампании, позволяющей увидеть особенности данного управленческого процесса. Научность проектирования означает, что при разработке комплекса мероприятий по достижению поставленной политической цели необходимо учитывать описанные в науке особенности отношений между субъектом и объектом управления, связывающие их процессы мотивации, коммуникации и структуризации, факторы внешнего воздействия и т.д.
Важность этого принципа обусловлена тем, что он позволяет минимизировать роль субъективного фактора в управленческом проектировании. Конечно, политические технологи могут написать проект, опираясь на свой опыт и интуицию, и тот, вполне возможно, даже окажется удачным в определенной ситуации. Но только научное знание создает условия для формирования всестороннего подхода к проектированию, учитывающего максимально возможное количество параметров, определяющих ход политической кампании.
Принцип системности и целостности. При подготовке политической кампании нередко возникает желание запланировать как можно больше различных акций, создать как можно больше информационных продуктов. Однако в погоне за количеством постепенно ускользает функциональная значимость инициируемых мероприятий для целей политической кампании. Принцип системности, основанный па научном знании об объекте, позволяет профессионалу отделять зерна от плевел, т.е. отличать процессы, являющиеся для политической кампании базовыми и ключевыми, от множества других политических взаимодействий, подчас ярких, но неспособных оказать существенного влияния на достижение поставленной цели.
Системообразующую роль в политической кампании, как мы говорили в гл. 7, выполняет основная тема информационной концепции, именно она должна становиться стержнем всего управленческого процесса. А все, что не удается нанизать на этот стержень, должно удаляться, чтобы не создавать дополнительных информационных шумов.
Принцип конкретности. Проектирование никогда не носит абстрактного характера. Проектируется каждый раз конкретная политическая кампания, которая будет проводиться в определенное время и преследовать четко поставленные цели. Таким образом, несмотря на опору на научные методы, проекты политических кампаний никогда не будут клонами друг друга. Это обусловлено, во-первых, спецификой политических целей; во-вторых, подвижностью социальных, экономических и политических процессов, способных оказать воздействие на ход политической кампании; в-третьих, особенностями взглядов, убеждений, интересов и ценностных ориентаций тех людей, которые становятся объектом управленческого воздействия.
Принцип конкретности предполагает всесторонний учет реально складывающихся условий и обстоятельств проведения политической кампании. Способом реализации данного принципа является сбор информации о потенциальных участниках управленческого процесса, о факторах внешней среды. Только на основе анализа полученных данных можно создать проект, имеющий шансы на реализацию в конкретной политической практике.
Предметом проектирования политической кампании является комплекс действий, которые необходимо предпринять субъекту управления, чтобы обеспечить достижение поставленных политических целей. Научный подход к проектированию означает, что выбор таких действий, характер их развертывания осуществляются на основе теоретико-методологических принципов, задающих направленность проектного мышления.
Проектирование начинается с поиска ответа на такие общие вопросы, как: готовы ли люди действовать в соответствии с целями политической кампании и что может повлиять на их мотивацию. Результатом научного творческого поиска ответов на эти вопросы становится стратегический уровень проектирования, определяющий основные параметры действий, которые необходимо предпринять для достижения целей политической кампании. Только после этого начинается уточнение конкретных мероприятий, определяется их последовательность, ОГЛАВЛЕНИЕ, интенсивность, что составляет тактический уровень проектирования. Итогом становится разработка плана-графика политической кампании. Ниже мы рассмотрим особенности каждого из этих уровней проектирования, но вначале дадим общую характеристику проекту политической кампании.