Проблемы зарубежного инвестирования в России

Проблемы наличия нерешенных задач и актуальности иностранных инвестиций значительно возросли по сравнению с начальным периодом экономических реформ 1990-х гг. Иностранные инвестиции - это вложения как в денежный, так и в реальный капитал. В принципе можно провести знак равенства между инвестициями и капиталом как экономическими категориями. Вложения, в какой бы форме ни осуществлялись (материальной или интеллектуальной собственности, материальной ценности или субъективного права), они "вливаются" в капитал, растворяются в нем. Момент превращения того или иного объекта в капитал становится юридическим фактом, с которым юристы связывают возможность осуществления инвестиций, появления у инвестора особого статуса, характеризуемого специальными правами и обязанностями. Вложениями могут быть как собственные, так и заемные средства инвестора. Любой объект, чтобы стать капиталом или инвестицией, должен сначала получить денежную оценку. Именно денежная сумма, в которую оценен любой материальный или нематериальный объект, становится капиталом.

В России, как и в других странах, любой инвестор, в том числе и иностранный, нуждается в специальных средствах защиты своих прав. Рамочным законом для деятельности иностранных инвесторов в России является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Несмотря на многочисленные льготы и гарантии иностранным инвесторам, упоминаемые в нем, все они носят, по сути, лишь декларативный характер, отсылая за содержательными деталями к "законодательству Российской Федерации", которое на эти льготы и гарантии не слишком щедро.

При ведении операций в России иностранное лицо попадает под действие гражданского законодательства РФ, включая Гражданский кодекс (ГК РФ) и другие акты, - в целом на равной основе с резидентами, но с некоторыми изъятиями (например, ограничения на участие в приватизации). Некоторые виды деятельности иностранных инвесторов регулируются специализированными нормативными актами (так, банковское законодательство и подзаконные акты определяют особенности регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями). Для добывающих предприятий большое значение имеет Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Расчеты между резидентами и нерезидентами подчинены валютному законодательству (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле") и соответствующим подзаконным актам.

Налоговые и таможенные аспекты деятельности иностранных инвесторов регулируются Налоговым кодексом (НК РФ), таможенным законодательством (прежде всего Таможенным кодексом Таможенного союза и Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе") и соответствующими подзаконными актами. Особенности постановки иностранных организаций на налоговый учет установлены приказом ФНС РФ от 13 февраля 2012 г. № ММВ-7-6/80. Некоторые процессуальные тонкости в отношении дел с участием иностранных лиц предусмотрены Гражданским процессуальным кодексом (раздел V) и Арбитражным процессуальным кодексом (раздел V).

К трудностям на пути иностранных инвесторов в России относятся часто меняющееся таможенное и налоговое законодательство и недостаточная защита права собственности. Все эти трудности относятся к разряду правовых. Международно-правовой механизм защиты создан Мировым банком. Мировой банк использовал три важнейших элемента в международно-правовой системе защиты инвестиций: Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), Международное агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) и двусторонние соглашения о поощрении и защите инвестиций.

Двусторонние инвестиционные соглашения (ДИС), к которым относятся соглашения о поощрении и защите инвестиций, заключаемые между правительствами экспортера и импортера капитала, создают правовую основу для применения как МЦУИС, используемого для разрешения споров между государством, принимающим иностранные инвестиции, и инвестором, так и агентства, обеспечивающего международное страхование инвестиций от политических рисков (война, революции, гражданские волнения, национализация и другие меры, лишающие инвесторов вложенного капитала). Данные институты даже в условиях российского законодательства позволяют обеспечивать быструю и эффективную компенсацию инвестору при наступлении политических рисков.

Россия не ратифицировала Вашингтонскую конвенцию, утвердившую МЦУИС и МАГИ, и тем самым лишила иностранных инвесторов возможности искать защиты своих прав в специализированном инвестиционном арбитраже. Однако, чтобы исправить эту ситуацию, государство разработало Типовое соглашение о поощрении и защите инвестиций, в котором предусмотрено условие об обращении в МЦУИС, снабженное многочисленными оговорками, что связано с отсутствием ратификации Россией Вашингтонской конвенции.

Существуют два различных подхода, объясняющих недостаточную активность иностранных инвесторов на российском рынке. Первый отталкивается от российских причин, в качестве объяснений приводятся несовершенство отечественного законодательства, отсутствие качественной защищенности иностранного инвестора, повышенный риск нестабильности развития экономики, отсутствие развитой информационной инфраструктуры, а также неудобные таможенный и налоговый режимы. Второй предполагает, что причины кроются не в недостатках российского рынка, а в текущем положении самих инвесторов. Во времена, когда развитые рынки капитала сотрясают глобальные финансовые кризисы (как в 2008 г.), сложно ожидать обильных поступлений капитала на рынки развитых стран.

По состоянию на конец 2011 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 347,2 млрд долл., что на 15,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе, - 57,1% (на конец 2010 г. - 58,3%), доля прямых инвестиций составила 40,1% (38,7%), портфельных - 2,8% (3,0%)х.

По данным на 31 декабря 2011 г., по объему накопленных иностранных инвестиций Россия находится на 17-м месте в мире.

В 2011 г. в экономику России поступило 190,6 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 г. Лидерами стали Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Кипр и Германия, что наглядно видно из табл. 9.1.

Таблица 9.1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн долл.)

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2011 г. 165,2 млрд долл., что на 36,7% больше, чем в 2010 г.1

Среди видов экономической деятельности наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала в 2011 г. была финансовая деятельность, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь.

Значительное снижение объемов поступления иностранных инвестиций за 2011 г. было отмечено в организациях рыбоводства - на 64,2%, транспорта и связи - на 52,2, здравоохранения и предоставления социальных услуг - на 50,5%.

Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2011 г. составил 106,7 млрд долл. В 2011 г. из России за рубеж направлено 151,7 млрд долл. иностранных инвестиций, или на 57,6% больше, чем в 2010 г.1 (табл. 9.2).

Таблица 9.2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом (млн долл.)

Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 133,0 млрд долл., или на 46,3% больше, чем в 2010 г.

Период 2010-2011 гг. отличался постепенным восстановлением мировой экономики после финансово-экономического кризиса. Наблюдался постепенный рост доверия инвесторов к эмитентам. Как следствие, имело место увеличение объема выпуска еврооблигаций как развитыми государствами, так и странами формирующихся рынков. При этом неопределенность ситуации в Европейском союзе и макроэкономические проблемы некоторых развитых стран способствовали повышению спроса на финансовые инструменты стран формирующихся рынков, включая Россию. В результате нам удалось успешно разместить в указанный период сразу три выпуска еврооблигаций Российской Федерации:

- два выпуска облигаций внешних облигационных займов с погашением в 2015 и 2020 гг. на общую сумму 5,5 млрд долл.;

- впервые в истории основной и дополнительный выпуск еврооблигаций Российской Федерации в рублях (соответственно на 40 и 50 млрд руб.) со сроком обращения 7 лет с доходностью 7,85% годовых по основному выпуску и 7% годовых по дополнительному.

Таким образом, в марте 2011 г. на международном рынке капитала появился новый тип государственных ценных бумаг - еврооблигации в рублях, доходность по которым стала на 70 базисных пунктов ниже доходности аналогичных по сроку ОФЗ.

Данный выпуск стал самым крупным (эквивалент более 3 млрд долл.) по объему размещением еврооблигаций суверенными государствами из числа стран формирующихся рынков, номинированных в национальной (региональной) валюте.

Размещение суверенных еврооблигаций в рублях было направлено на решение стратегической задачи по расширению круга инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях, укреплению роли рубля в качестве региональной резервной валюты. Кроме того, заимствования на внешних рынках в национальной валюте, характерные для развитых стран, способствовали снижению средней доходности по облигациям внутренних облигационных займов Российской Федерации, ограничению валютного риска для федерального бюджета.

В целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержания постоянного доступа к ресурсам этих рынков в предстоящий период планируется:

- размещать еврооблигации Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;

- формировать репрезентативную кривую доходности заимствований в различных валютах, прежде всего в долларах и евро;

- ограничивать размещение на международном рынке капитала еврооблигаций в рублях;

- создавать предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;

- поддерживать постоянный диалог с широким кругом глобальных инвесторов.

Процесс взаимодействия национальных экономик с мировым хозяйством, включая сферу международного движения инвестиций, является объектом как государственного, так и международного регулирования. Его масштабы и методы во многом должны определяться степенью стабильности мировой экономики. Международные рынки капиталов требуют создания транснациональных систем надзора и контроля над их инвестиционной деятельностью. Создание универсальной системы регулирования глобального рынка инвестиций является основной задачей, без решения которой труднее справляться с последствиями современного мирового кризиса и предотвращать их негативное воздействие в будущем.

На пути российских компаний к созданию совместных предприятий с иностранными партнерами нередко возникают дополнительные препятствия в виде недостатка финансирования, а также предубежденности со стороны общественности и властей страны, где могло бы разместиться планируемое предприятие. Российские предприятия, осуществляющие зарубежные инвестиции, отстают от занимающих доминирующее положение на мировом рынке капитала иностранных компаний по степени транснационализации инвестиционных операций, наличию источников долгосрочного инвестиционного финансирования.

В системе национальной промышленной политики фактически отсутствуют механизмы поддержки зарубежных инвестиций, осуществляемых российскими предприятиями. Вот почему принципиальное значение приобретает оказание всесторонней помощи и поддержки российским компаниям, планирующим выход на зарубежные рынки, со стороны государства.

В отношении менее крупных инвесторов, с их сравнительно небольшим финансовым потенциалом, было бы целесообразно в процессе осуществления ими инвестиционных вложений в зарубежную материальную сферу применять более широкий инструментарий государственной поддержки.

Как показывает зарубежная практика, государственное содействие инвестиционной деятельности частного капитала предполагает наличие широкого набора инструментов поддержки - от информационного сопровождения российских инвестиций до финансового содействия этому процессу (в форме кредитования, субсидирования процентных ставок, страхования от политических рисков).

С этой целью представляется необходимым разработать:

- механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым российскими юридическими лицами для приобретения критически важных для развития промышленного комплекса Российской Федерации активов зарубежных компаний;

- механизм финансовой и организационной поддержки лизинга промышленной продукции российского производства на зарубежных рынках;

- программу государственных гарантий по кредитам, привлекаемым российскими юридическими лицами для приобретения активов зарубежных высокотехнологичных компаний с целью развития взаимовыгодной кооперации и экономически обоснованного переноса части производства на территорию Российской Федерации.

Если говорить о наиболее действенном инструменте содействия инвестициям - финансовой поддержке, то с учетом международного опыта приоритет в этой области целесообразно, прежде всего, отдавать:

- проектам, увеличивающим обеспеченность национальной экономики природными ресурсами;

- проектам, способствующим экспорту национальных технологий, товаров и услуг;

- приобретению активов, позволяющих использовать в национальной экономике результаты зарубежных исследований, технологические разработки, опыт управления и иностранных специалистов;

- слияниям и поглощениям, повышающим конкурентоспособность отечественных компаний, и ускорению их выхода на зарубежные рынки.

Таким образом, обеспечить дальнейшее расширение инвестиционного спроса и интеграцию России в мировой инвестиционный процесс возможно путем экономического и законодательного стимулирования, под которыми, прежде всего, подразумевается дальнейшая гармонизация условий ведения бизнеса в России институтами развития.

В целом, однако, следует признать, что иностранный капитал влияет на экономику России неоднозначно. Ввоз капитала в любых формах способствует ослаблению напряженности финансовой сферы страны, что является позитивной чертой инвестиционного процесса. Иностранный капитал не может быть эффективным, если не приводит в движение национальные производительные силы. Поэтому инвестиции нужно направлять, в первую очередь, в основной капитал. Необходимо его использовать для эффективного производства через смену устаревшего оборудования, адаптацию российских технологий к требованиям мирового рынка, создание принципиально новых технологий и т. д. Иностранные инвестиции способствуют развитию отраслей экономики, что приводит к появлению новых рабочих мест и возникновению спроса на квалифицированную рабочую силу. Кроме того, иностранный капитал совершенствует рыночные методы хозяйствования, что, несомненно, ускоряет проведение экономических реформ в России и делает их более эффективными.

Длительный период благоприятной конъюнктуры запустил механизм развития, в котором быстро укрепляющаяся национальная валюта вызывает приток капитала и наращивание положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами платежного баланса. Другими чертами такой модели развития являются потребительский, кредитный, инвестиционный бумы - в сочетании с падающей конкурентоспособностью производителей готовой продукции и инфляционным давлением на экономику. Инвестиционная активность, основанная преимущественно на конъюнктурных обстоятельствах, не может быть стабильной, а капитальные потоки при определенных условиях могут развернуться в обратную сторону, что и происходит в настоящее время.

Основу притока частного капитала должны составлять мало подверженные конъюнктурным колебаниям долгосрочные прямые инвестиции, а не краткосрочное долговое финансирование, как это происходило до сих пор. Иностранный капитал мог бы сыграть существенную роль в создании каркаса инновационной экономики, решении инфраструктурных проблем. В данном случае речь идет лишь об инвестициях в проекты, нацеленные на производство продукции, а не на приобретение объектов собственности в целях последующей перепродажи.

Для привлечения иностранных инвестиций в экономику страны Правительство РФ планирует улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и в организациях всех отраслей экономики. Отмечается необходимость создания условий для снижения некоммерческих рисков вложений и свободной репатриации прибыли, обеспечения эффективной реализации принципов международных стандартов финансовой отчетности в кредитных организациях, на предприятиях и в организациях нефинансового сектора1.