Проблемы выполнения экологических обязанностей

Обеспечение экологического благополучия населения предполагает анализ эколого-правового статуса личности, включающего не только экологические права, но и экологические обязанности, изучение, классификацию и инвентаризацию этих экологических обязанностей граждан и юридических лиц, роль и обязанности органов власти в обеспечении их выполнения, выдвижение некоторых рекомендаций о совершенствовании этой деятельности[1].

Возрастает значение тесно связанных с экологическими правами экологических обязанностей граждан. Многие западные политологи и юристы полагают, что обладание гражданами от рождения своими правами должно в условиях открытого гражданского общества и при наличии вековых традиций и опыта корреспондировать лишь ответственности и обязанностям созданного ими правового государства, его органов за реализацию и гарантирование этих прав.

Неплохая либеральная теория, которая нередко буксует при отсутствии ряда условий, когда сравнительно недавнее предоставление гражданам новых экологических прав третьего или четвертого поколения не может не сопровождаться необходимостью возложения законодательством на них же соответствующих обязанностей пока их выполнение не станет повседневной привычкой. Разумеется, такая конструкция лишь повышает роль и ответственность государства, его исполнительных органов и должностных лиц за выполнение своих организационных, правозащитных, координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных и экологических задач, обязанностей и функций.

Представление, например, о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве, предполагает рассмотрение, прежде всего, общих природоохранных, экологических обязанностей физических и юридических лиц в отношении земли. Многочисленные обязанности возлагаются на физических и юридических лиц и в отношении земли и других природных ресурсов.

Экологические обязанности граждан конкретизируются в ФЗ об охране окружающей среды, согласно ст. 11 которого граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Согласно законодательству граждане обязаны соблюдать установленные нормативы качества окружающей среды. Моральными требованиями теперь являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения, что ранее предусматривалось в Законе об охране окружающей природной среды. Нравственные природоохранные требования, устоявшиеся в обществе, часто связаны с правовыми требованиями охраны природы, с конституционными принципами правового демократического социального государства. Тесное переплетение моральных и юридических воззрений является отличительной чертой экологии и не может не учитываться в деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Экологические, природоохранные обязанности граждан классифицируются ФЗ об охране окружающей среды по стадиям и по видам хозяйственной деятельности. При этом выделяются следующие узловые моменты и стадии хозяйственной деятельности: размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов. Кроме того, экологические требования, которые могут предъявляться к хозяйствующим субъектам, дифференцируются по видам деятельности: в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, военных и оборонных объектов, в городах и иных населенных пунктах, при производстве и эксплуатации транспортных средств, объектов нефтегазодобывающих производств, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, обязанности по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Обширным правам должностных лиц государственного экологического контроля, в частности принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека, соответствуют обязанности всех организаций, должностных лиц и граждан исполнять эти решения, а банковских учреждений – прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.

Невыполнение экологических обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений, влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафа, налагаемого в административном порядке. Общественно опасные деяния предусматриваются в главе "Экологические преступления" УК.

Экологические, природоохранные обязанности физических и юридических лиц предусматриваются в ряде природоресурсных и природоохранных законов РФ и субъектов РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих природоохранные общественные отношения в различных сферах жизни. Все эти нормы должны соответствовать требованиям Конституции и федерального законодательства. В ФЗ об особо охраняемых природных территориях предусматриваются правила поведения граждан на землях и территориях национальных парков, природных заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, обязанности должностных лиц этих государственных учреждений обеспечивать установленный в них режим и правопорядок.

Природоохранные обязанности граждан, общественных объединений, иных юридических лиц являются сердцевиной их экологических прав, которые включают также природоресурсные обязанности – более развитые в российском законодательстве в связи с более развитым, по сравнению с природоохранным, природоресурсным законодательством, насчитывающим многовековую историю.