Проблемы внедрения системы бюджетирования на предприятии
Наиболее сложным на предприятии является этан внедрения процесса бюджетирования.
Первые попытки постановки бюджетного процесса на российских предприятиях были предприняты в середине 1990-х гг. Различные консалтинговые агентства, а также иностранные топ-менеджеры и отечественные менеджеры, имеющие опыт бюджетирования в иностранных компаниях, начали предлагать различные модели составления бюджетов. Руководители и владельцы предприятий с помощью бюджетного метода стремились решать задачи по оптимизации ресурсов и бизнес-процессов, обеспечить оптимальность и прозрачность денежных потоков, контроль издержек и других показателей деятельности структурных подразделений, мотивацию топ-менеджеров и других исполнителей на достижение задач, выгодных собственникам предприятий.
Некоторые предприятия начали совмещать бюджетное планирование с финансовыми сметами и схемами планирования, принятыми в СССР, что привело к неэффективным последствиям. Многие менеджеры увлеклись возможностями экономии заработной платы, управленческих издержек и других параметров производства, сделав главный упор на сокращение различных нормативов деятельности предприятия, не перестроив всю систему планирования, управления и контроля.
Руководители российских предприятий зачастую рассматривают бюджетирование как инструмент сбора и обработки данных, а не как основной метод управления и контроллинга. Между тем принципы бюджетирования оказывают влияние на всю деятельность предприятия, но для этого необходимо последовательное внедрение всех основных принципов.
История развития технологии бюджетирования в условиях рыночной российской экономики позволила накопить богатый теоретический и практический опыт, касающийся этапов внедрения бюджетирования, содержания отдельных элементов процесса бюджетирования, таких как принципы, методология, технология бюджетного процесса, организация информационного и программного обеспечения.
Внедрение бюджетирования в отечественную практику позволило преодолеть недостатки оперативного планирования и внутреннего хозрасчета, такие как затратный механизм ценообразования, планирование от достигнутого, отсутствие современного финансового планирования, инструментов эффективного анализа и т.п.
Современное понятие "бюджетирование" должно быть тесно связано с понятиями "управленческий учет", "контроллинг", "финансовый менеджмент", "SWOT-анализ".
Основные проблемы внедрения процесса бюджетирования на современных российских предприятиях заключаются в следующем:
1) процесс составления планов и бюджетов затягивается па длительный период;
2) зачастую используется несопоставимые данные различных подразделений и периодов;
3) согласование бюджетов иногда затянуто и не согласовано между различными подразделениями и уровнями управления предприятием;
4) используется различное программное обеспечение;
5) оперативные бюджеты не поддерживают стратегические цели предприятия;
6) руководители предприятий и ведущие менеджеры часто считают процесс бюджетирования обременительным и неэффективным;
7) бюджеты не способствуют сокращению затрат, а иногда соответствуют выражению "освоить бюджет";
8) бюджет мешает инновациям, так как целью является выполнение бюджета, а не повышение эффективности производства.
Разработка системы бюджетирования в компании может включать следующие этапы (табл. 9.2).
Таблица 9.2
Основные этапы работ при разработке системы бюджетирования
Этап работы |
Документы |
Результаты |
1. Разработка финансовой структуры компании |
Положение о структуре центров финансовой ответственности |
Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням |
2. Формирование системы показателей |
Методика формирования показателей деятельности |
Система показателей деятельности центров финансовой ответственности |
3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании |
Схема бюджетирования |
Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования. Определение взаимосвязи между бюджетами |
4. Разработка системы бюджетных форм |
Положение о системе бюджетирования. Комплект бюджетных форм |
Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной форм ы. Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей |
5. Разработка методики заполнения бюджетных форм |
Бюджетный регламент |
Определение первичной документации, из которой необходимо брать сведения для составления бюджетов. Составление бюджетного регламента. Определение взаимосвязи показателей бюджета |
6. Разработка бюджетов центров финансовой отчетности |
То же |
Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы |
7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой отчетности |
Комплект бюджетных форм. Схема консолидации |
Схемы консолидации для определенной организационной структуры. Определение видов сводных бюджетов |
8. Разработка регламентов взаимодействия |
Бюджетный регламент |
Разработка регламента документооборота и доступа к информации |
9. Разработка форм бюджетного контроля |
Приказ. Бюджетный регламент |
Определение форм контроля за составлением бюджетов. Разработка форм анализа и контроля бюджетных показателей |
10. Интеграция с существующей системой планирования |
Приказ. Инструкции по рабочим местам |
Объединение существующей и внедряемой систем планирования |
Бюджетный регламент – это документ, характеризующий все стороны финансовой работы на предприятии, определенной спецификой работы и требованиями собственника и топ-менеджмента предприятия.
Бюджетный регламент состоит из следующих основных разделов.
• Финансовая структура компании.
• Категории распорядителей финансовых ресурсов.
• Положение о бюджетировании.
• Г рафик документооборота.
• Форма планового бюджета.
• Форма исполнения планового бюджета.
• Положение о финансово-бюджетной службе.
• Порядок согласования и утверждения бюджетов.
• Принципы и классификация доходов и расходов.
• Порядок изменения финансовой структуры.
• Положение об инновациях.
• Финансовая модель организации и отчетные формы.
• Регламент денежного вознаграждения менеджеров по исполнению бюджетных планов.
• Формы различных документов, необходимых в процессе бюджетирования.