Проблемы внедрения системы бюджетирования на предприятии

Наиболее сложным на предприятии является этан внедрения процесса бюджетирования.

Первые попытки постановки бюджетного процесса на российских предприятиях были предприняты в середине 1990-х гг. Различные консалтинговые агентства, а также иностранные топ-менеджеры и отечественные менеджеры, имеющие опыт бюджетирования в иностранных компаниях, начали предлагать различные модели составления бюджетов. Руководители и владельцы предприятий с помощью бюджетного метода стремились решать задачи по оптимизации ресурсов и бизнес-процессов, обеспечить оптимальность и прозрачность денежных потоков, контроль издержек и других показателей деятельности структурных подразделений, мотивацию топ-менеджеров и других исполнителей на достижение задач, выгодных собственникам предприятий.

Некоторые предприятия начали совмещать бюджетное планирование с финансовыми сметами и схемами планирования, принятыми в СССР, что привело к неэффективным последствиям. Многие менеджеры увлеклись возможностями экономии заработной платы, управленческих издержек и других параметров производства, сделав главный упор на сокращение различных нормативов деятельности предприятия, не перестроив всю систему планирования, управления и контроля.

Руководители российских предприятий зачастую рассматривают бюджетирование как инструмент сбора и обработки данных, а не как основной метод управления и контроллинга. Между тем принципы бюджетирования оказывают влияние на всю деятельность предприятия, но для этого необходимо последовательное внедрение всех основных принципов.

История развития технологии бюджетирования в условиях рыночной российской экономики позволила накопить богатый теоретический и практический опыт, касающийся этапов внедрения бюджетирования, содержания отдельных элементов процесса бюджетирования, таких как принципы, методология, технология бюджетного процесса, организация информационного и программного обеспечения.

Внедрение бюджетирования в отечественную практику позволило преодолеть недостатки оперативного планирования и внутреннего хозрасчета, такие как затратный механизм ценообразования, планирование от достигнутого, отсутствие современного финансового планирования, инструментов эффективного анализа и т.п.

Современное понятие "бюджетирование" должно быть тесно связано с понятиями "управленческий учет", "контроллинг", "финансовый менеджмент", "SWOT-анализ".

Основные проблемы внедрения процесса бюджетирования на современных российских предприятиях заключаются в следующем:

1) процесс составления планов и бюджетов затягивается па длительный период;

2) зачастую используется несопоставимые данные различных подразделений и периодов;

3) согласование бюджетов иногда затянуто и не согласовано между различными подразделениями и уровнями управления предприятием;

4) используется различное программное обеспечение;

5) оперативные бюджеты не поддерживают стратегические цели предприятия;

6) руководители предприятий и ведущие менеджеры часто считают процесс бюджетирования обременительным и неэффективным;

7) бюджеты не способствуют сокращению затрат, а иногда соответствуют выражению "освоить бюджет";

8) бюджет мешает инновациям, так как целью является выполнение бюджета, а не повышение эффективности производства.

Разработка системы бюджетирования в компании может включать следующие этапы (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Основные этапы работ при разработке системы бюджетирования

Этап работы

Документы

Результаты

1. Разработка финансовой структуры компании

Положение о структуре центров финансовой ответственности

Выделение в составе компании центров финансовой ответственности, их классификация и распределение по уровням

2. Формирование системы показателей

Методика формирования показателей деятельности

Система показателей деятельности центров финансовой ответственности

3. Разработка схемы бюджетирования, отражающей основные бизнес-процессы компании

Схема бюджетирования

Определение видов бюджетов, необходимых для целей планирования.

Определение взаимосвязи между бюджетами

4. Разработка системы бюджетных форм

Положение о системе бюджетирования. Комплект бюджетных форм

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной форм ы.

Составление таблиц, в которых указаны наименование форм и состав используемых в них показателей

5. Разработка методики заполнения бюджетных форм

Бюджетный регламент

Определение первичной документации, из которой необходимо брать сведения для составления бюджетов. Составление бюджетного регламента.

Определение взаимосвязи показателей бюджета

6. Разработка бюджетов центров финансовой отчетности

То же

Определение формата и информационного содержания каждой бюджетной формы

7. Разработка схемы консолидации бюджетов центров финансовой отчетности

Комплект бюджетных форм. Схема консолидации

Схемы консолидации для определенной организационной структуры.

Определение видов сводных бюджетов

8. Разработка регламентов взаимодействия

Бюджетный регламент

Разработка регламента документооборота и доступа к информации

9. Разработка форм бюджетного контроля

Приказ. Бюджетный регламент

Определение форм контроля за составлением бюджетов. Разработка форм анализа и контроля бюджетных показателей

10. Интеграция с существующей системой планирования

Приказ. Инструкции по рабочим местам

Объединение существующей и внедряемой систем планирования

Бюджетный регламент – это документ, характеризующий все стороны финансовой работы на предприятии, определенной спецификой работы и требованиями собственника и топ-менеджмента предприятия.

Бюджетный регламент состоит из следующих основных разделов.

• Финансовая структура компании.

• Категории распорядителей финансовых ресурсов.

• Положение о бюджетировании.

• Г рафик документооборота.

• Форма планового бюджета.

• Форма исполнения планового бюджета.

• Положение о финансово-бюджетной службе.

• Порядок согласования и утверждения бюджетов.

• Принципы и классификация доходов и расходов.

• Порядок изменения финансовой структуры.

• Положение об инновациях.

• Финансовая модель организации и отчетные формы.

• Регламент денежного вознаграждения менеджеров по исполнению бюджетных планов.

• Формы различных документов, необходимых в процессе бюджетирования.