Проблемы унификации законодательства стран СНГ в области жилищных отношений

В ст. 9 ЖК РФ говорится о международных договорах РФ, которые могут содержать нормы жилищного права и, следовательно, регулировать жилищные отношения. Здесь следует напомнить, что существуют многие международные правовые акты и есть национальное (внутреннее) законодательство каждой страны, в том числе жилищное законодательство. Если мы касаемся жилищных отношений с участием физических лиц разных государств (граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства), то эти отношения являются частноправовыми и имеют международный характер. Для нашей страны наиболее важными являются меры, направленные на унификацию (сближение) жилищного законодательства государств – участников СНГ.

В связи с этим необходимо обратить внимание на современное состояние в области международных отношений. Как известно, в настоящее время расширяются и углубляются хозяйственные, культурные и другие связи между государствами (и соответственно – между народами). В частности, по различным причинам, в том числе в связи с распадом СССР, увеличиваются масштабы миграции населения. Эти социальные явления объективны и связаны с глобализацией современного мира[1]. Понятно, что интернационализация хозяйственной жизни дает экономический эффект. Но как эти процессы влияют на человека, на его права? Применительно к мигрантам можно сказать, что зачастую их жизненный уровень ниже, чем жизненный уровень граждан страны пребывания, например, в связи с дискриминацией в сфере труда, отсутствием своего жилья. То есть наблюдается тенденция ущемления прав мигрантов, в частности проживающих па территории бывшего СССР. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на высказывание известного специалиста в области международного частного права Μ. М. Богуславского: "Для международного частного права большую роль играет гуманизация международных отношений. В центре внимания всех государств – участников международного общения должен быть человек, его заботы, права и свободы. Защита прав человека – одна из задач международного частного права"[2].

Идеи достоинства и ценности человеческой личности нашли отражение во многих международно-правовых документах, в том числе в Уставе ООН. Также в названном Уставе говорится о достойном жизненном уровне человека. Эти идеи, как вытекает из различных международных правовых актов, должны реализовываться в национальном законодательстве соответствующих государств. В целом такой подход закреплен в Конституции РФ (ст. 1, 7, 17, 18, 55, 62 и др.). В частности, ст. 2 Конституции РФ установлено, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства", а в ч. 1 ст. 17 Конституции РФ подчеркивается, что "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного нрава и в соответствии с настоящей Конституцией". При этом следует заметить, что согласно российской Конституции термин (понятие) "человек" включает в себя всех физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном контексте по отношению к иностранным физическим лицам в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62) предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации; исключения (ограничения, изъятия из общего правила) могут быть установлены только федеральным законом или международным договором. То есть в названной статье Конституции сформулирован и закреплен "принцип национального режима", под которым понимается в данном случае приравнивание иностранных физических лиц к отечественным гражданам в части их прав и обязанностей. Однако по отношению к этим лицам возможны ограничения их прав, но не любым правовым актом, а лишь федеральным законом или международным договором.

Принцип национального режима на основании Конституции РФ нашел закрепление в федеральном законодательстве. Так, согласно ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Следует отметить, что в целях указанного Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя и понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п. 2 ст. 2). О национальном режиме говорится и в международных соглашениях. В данном случае можно сослаться на Минскую конвенцию 1993 г. "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" и многие двусторонние договоры о правовой помощи, которые заключила Россия с другими государствами.

Наиболее подробное регулирование в области международного частного права содержится в разд. VI ГК РФ. Несмотря на то, что данный раздел называется "Международное частное право", в нем содержатся лишь те нормы, которые непосредственно относятся к отношениям, регулируемым ГК РФ. Однако за его рамками остаются жилищные и другие отношения, которые являются предметом регулирования других кодексов и федеральных законов. К сожалению, в российское жилищное законодательство не содержат конкретных норм в части правовой защиты иностранных физических лиц. В ЖК РФ нет никаких упоминаний об обеспечении этих лиц жилыми помещениями. Речь может идти о порядке предоставления им жилья во временное пользование в специализированном жилищном фонде. В частности, согласно ст. 97 ЖК РФ в состав специализированного жилищного фонда входят жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, и имеется соответствующее законодательство по данному вопросу.

Как указывалось выше, законодательство разных государств имеет в настоящее время тенденцию к унификации, но сохраняет свои особенности (несмотря на то, что действуют различные международные правовые документы (соглашения, конвенции, декларации и др.). Поэтому международный договор служит средством урегулирования международных отношений. В одних случаях международные договоры применяются к жилищным отношениям непосредственно, а в других случаях для применения международного договора требуется издание внутригосударственного акта. В качестве примера можно назвать международные акты, принятые Российской Федерацией и Республикой Беларусь, – решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 5 "О беспрепятственном обмене жилых помещений" и от 02.04.1997 № 3 "Об обеспечении равных прав граждан Беларуси и России на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом", Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории государств – участников Союзного государства". К сожалению, не все решения, принимаемые на международном уровне, находят свое отражение в национальном законодательстве соответствующих стран, в частности, указанное выше решение по вопросу беспрепятственного обмена жилыми помещениями, расположенными в России и Беларуси, не нашли какого-либо закрепления в российском законодательстве. Это можно объяснить существенным различием законодательства указанных стран по вопросу обмена жилыми помещениями. То есть, несмотря на развитие и укрепление отношений стран СНГ в экономической сфере, не происходит сближение законодательства стран СНГ в области жилищных отношений, что не отвечает требованиям нынешнего времени.