Проблемы терминологии
Термин "этика" — древнегреческого происхождения (греч. ethika). Слово "этика" явилось производным от ethos, обозначавшего первоначально местопребывание живых существ. В этом смысле оно встречается еще в "Илиаде" Гомера. Позднее оно приобрело повое значение: образец, внутренняя форма, обычай, привычка, нрав.
В научный оборот это понятие ввел Аристотель (384—322 гг. до н.э.), дав первое систематизированное изложение этики как теоретической науки. Этикой философ называл совокупность добродетелей, присущих совершенному человеку. "Цель данного учения не познание, а поступки". В первом развернутом и систематизированном научном труде по этике — трактате "Никомахова этика" Аристотель исследует ОГЛАВЛЕНИЕ таких добродетелей, как мужество, самообладание, умеренность, щедрость, благородство, благоразумие, величавость, честолюбие, кротость, правдивость, скромность, дружелюбие, любознательность, справедливость, дружба. Быть достойным человеком, утверждал философ, — значит обладать добродетелями.
Понятие "этика" используется Аристотелем и для обозначения той области знаний, которая исследует эти добродетели. Цель этой науки, по мнению философа, — научить человека, как стать добродетельным, а значит, ограничить стихию эгоистических потребностей и направить свою деятельность на общественное благо. Поэтому философ называл эту область теоретического знания "практической философией".
Авторы академического учебника "Этика" А. А. Гусейнов и Р. Г. Апресян предлагают в рамках учебной дисциплины "этикой" называть науку, область знания, интеллектуальную традицию, а "моралью", или "нравственностью" (употребляя эти слова как синонимы), — то, что изучается этикой, ее предмет, понимая под моралью:
1) господство разума над аффектами;
2) стремление к высшему благу;
3) добрую волю, бескорыстие мотивов;
4) способность жить в человеческом общежитии;
5) человечность или общественную (человеческую) форму отношений между людьми;
6) автономию воли;
7) взаимность отношений, выраженную в золотом правиле нравственности.
Таким образом, этика изучает мораль на трех внутренне связанных уровнях.
— эмпирическом;
— теоретическом;
— нормативном.
Этика — теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность), ее происхождение и этапы развития, природу, сущность, функции; нормативная дисциплина, которая систематизирует и формулирует моральные требования, складывающиеся в нравственном сознании общества; система универсальных и специфических нравственных принципов, норм и правил поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.
Термин "мораль" (лат. — относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) явился латинским аналогом древнегреческого термина "этика". Этимологически эти понятия совпадают. Цицерон (106—43 гг. до н.э.), опираясь на учение Аристотеля, называл этику "моральной философией". Однако г) ходе историко-культурного развития эти термины стали наполняться различным ОГЛАВЛЕНИЕм. Сегодня этика обозначает науку, изучающую мораль как реальное явление и предметную сферу этой науки, как особый феномен человеческого бытия, одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни, некое основание, из которого произрастают все остальные проявления культуры, духовной жизни людей.
Мораль — специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; форма общественного сознания, выступающая как способ духовного существования личности, один из духовных рычагов развития человека и общества; совокупность общественных норм поведения и оценочных понятий.
Мораль предстает в двуединстве личностных качеств, которые характеризуют человека с точки зрения его способности к взаимодействию с другими людьми, и совокупности общественных норм поведения и оценочных понятий. Следовательно, мораль выступает в двух ипостасях: в форме нравственного сознания (должного) и общественного отношения (сущего).
Самобытный русский термин "нравственность" (по В. И. Далю, "нрав — одна половина, или одно из двух основных свойств духа человека") появился в русских словарях лишь в конце XVIII в. как эквивалент древнегреческого термина "этика" и латинского "мораль", совпадая с ними и по этимологическому содержанию, и по происхождению. В русском словаре Ф. П. Поликарпова-Орлова 1704 г. мы находим только слово "нрав", но еще отсутствуют прилагательное "нравственный" и существительное "нравственность". Прилагательное "нравственный" появилось впервые в словаре И. Норде reía в 1780 г. В форме существительного это слово впервые было включено в Академический словарь русского языка в издании 1793 г.
В процессе развития европейской культурной традиции и научной мысли понятия "мораль", "нравственность" то отождествлялись, то разводились, отражая различные подходы к их осмыслению. Одни ученые рассматривали мораль преимущественно в ее идеальных проявлениях как форму человеческого сознания, оставляя за нравственностью область практического поведения в формах обычаев, нравов и поступков. Другие отличали мораль как средство регуляции поведения посредством строго фиксированных норм, социального контроля и моральных санкций от нравственности как сферы нравственной свободы личности, внутреннего самопринуждения, побуждающего творить добро. Гегель представлял право, мораль и нравственность в качестве трех последовательных ступеней в развитии "объективного духа". И. Кант рассматривал мораль исключительно в границах феноменологии сознания. С точки зрения Н. А. Бердяева, "этика... это — философская дисциплина, устанавливающая нормы должного... Этика... не есть научное исследование сущей нравственности, нравов и нравственных понятий: нравственная проблема, с которой она имеет дело, лежит по ту сторону обыденной, условной житейской морали и эмпирического добра и зла с их печатью сущего"[1]. Противоположной позиции придерживалась марксистская этика, рассматривавшая мораль как продукт реальной жизнедеятельности людей, их практического поведения в конкретных условиях общественной жизни.
В результате многолетних дискуссий ученые сошлись во мнении, что этика есть наука о морали (нравственности), тем самым определив соотношение этих понятий.
Этику как общую научную дисциплину, предметом которой является мораль, называют моральной философией, а для обозначения научных дисциплин, исследующих особенности нравственного аспекта той или иной сферы профессиональной деятельности используют термин "этика" (врачебная этика, этика бизнеса). А вот понятия "мораль" и "нравственность" используются как синонимы, все попытки разделить их, закрепив за каждым особый содержательный смысл, в обыденном сознании и общекультурной практике не прижились.
Предметом научных дискуссий в области этики остается не только терминология, но и смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ самого понятия "мораль", которое используется как для нравственной оценки личности (совокупность моральных качеств), так и для характеристики отношений между людьми (совокупность моральных принципов, норм и правил поведения).
Представляя собой совокупность принципов, норм и правил поведения, установленных в обществе или отдельной социальной группе, мораль включает в себя как область морального сознания, т.е. должное в виде системы ценностей, категорий, принципов, норм, нравственных позиций, так и реальные нравственные отношения людей, т.е. сущее, проявляющее себя в формах конкретных поступков, реального индивидуального поведения и деятельности человека и его отношений с другими людьми.
По соотношению должной и сущей морали в каждом конкретном обществе или социальной группе можно судить о состоянии его (ее) нравственного здоровья. Поэтому главной проблемой современной этической науки становится проблема выявления соотношения сущего и должного, идеальных норм и фактических нравов, абстрактной моральной личности и конкретных индивидов, принадлежащих данному времени, данной культуре, данному народу.
Существуя на двух уровнях — личностном и общечеловеческом, мораль выступает способом согласования индивидуального и всеобщего и разрешения противоречий между ними. Это объясняет множественность подходов к осмыслению морали и подчеркивает многоаспектный и всеобъемлющий характер этого феномена[2].