Проблемы современного общества по формированию социально-гражданской компетенции
Базовым условием формирования гражданского самосознания является доверие граждан к своему государству. Тем не менее в силу различных причин (несовершенство законодательной политики, экономические трудности, неправомерные действия должностных лиц) имеют место факты нарушения гражданских прав, что вызывает недоверие к органам власти. Наиболее проблемными сферами для нашего государства являются: жилищное законодательство и социальное обеспечение. К социально уязвимым группам в нашей стране относятся пенсионеры (размер пенсии не обеспечивает основной массе населения достойного существования), инвалиды (им неимоверно трудно получить образование и найти работу), мигранты (нарушается право на справедливое вознаграждение за труд).
Правовое положение детей в нашей стране остается весьма сложным: их права нарушаются как родителями, так и должностными лицами. В значительной мере это объясняется отсутствием сводного федерального законодательства по правам детей. Сказывается и укоренившаяся в обществе привычка воспринимать ребенка как объект любви и заботы, а не как субъекта права. Темой сегодняшнего дня стало внедрение в России ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция – это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, направленные на обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка.
Проблема взаимоотношения человека и государства двусторонняя. Гражданин может и должен выполнять ряд обязанностей, но это не всегда становится реальностью нашего дня. Накопились негативные последствия раскрепощения личности, которые проявляются в освобождении ее от обязательств перед обществом. Развиваются такие негативные качества, как безответственность, индивидуализм, эгоизм.
Недостает единства и сплочения российского народа, укорененного в национальной истории и культуре. В условиях пересмотра исторических событий прошлого, резкой смены оценок этих событий молодое поколение оказалось беззащитно перед многополярностью мнений, суждений, позиций. В современном обществе наблюдается утрата национальной идентичности, что проявляется в нежелании граждан государства способствовать процветанию своей страны. Высок процент россиян, которые не ощущают себя гражданами России. Имеет место негативная национальная идентичность, нежелание принадлежать к числу граждан своей страны (данные Института социологии РАН).
Не изжили себя такие явления, как национализм (превосходство одной нации над другой), великодержавный шовинизм (угнетение одной нации другой). Проблемой современного мира является экстремизм. Различные формы экстремизма, разжигающие ненависть, национальную рознь, порождающие социальные конфликты в обществе, вызвали необходимость принятия Генеральной конференцией ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) Декларации принципов толерантности (16 ноября 1995 г.). Принцип толерантности требует, с одной стороны, терпимости к иному мнению, культурным традициям, вере и т.д., но, с другой стороны, и твердости в отстаивании своих жизненных позиций и ценностей. Реализация в реальной практике принципа толерантности требует не только принятия позиции терпимости, но и формирования у личности особых способностей и умений: культуры переговоров, искусства поиска компромиссов, продуктивной конкуренции и др.
В целях преодоления существующих проблем принята "Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации": Распоряжение правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. № 1760-р. Стратегия определяет систему мер государства и общества, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.
Данный государственный документ основывается на отношении к молодежи как мобильной, интеллектуально активной и здоровой части населения, что выгодно отличает ее от других групп населения. В Стратегии подчеркивается, что работа с молодежью должна строиться с учетом интересов и потребностей различных групп молодых граждан страны на основе диалога молодежных структур с органами власти; указывается на необходимость поддержки инициативы и активности молодежи, привлечения ее к разработке и реализации социально значимых проектов.
К основным направлениям деятельности образовательных учреждений в области формирования социально-гражданской компетенции на данном этапе можно отнести следующие.
1. Расширение форм общественной жизнедеятельности молодежи, развитие навыков индивидуального и коллективного участия в общественной жизни города и области.
2. Приобщение молодых людей к оказанию помощи в решении проблем людей, нуждающихся в поддержке через развитие общественного патриотического и социально-благотворительного движения.
3. Расширение практики подготовки лидеров, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления и общественного движения в различных сферах жизни.
4. Пропаганда патриотических ценностей через средства массовой информации, создание сайтов патриотической направленности в системе Интернет.
5. Развитие военно-прикладных и технических видов спорта.
6. Организация поисковой и военно-мемориальной работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества, расширение историко-краеведческой работы.