ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
1. Постановка задачи
Проблемы измерения результатов деятельности, как правило, продолжаются проблемами в системе управленческого контроля. Рассмотрим основные различия и сходства в системах управленческого контроля в тех же структурных подразделениях крупной холдинговой компании: Корпоративном институте (КИ) и департаменте продаж (ДП) (см. п. 20).
2. Решение поставленной задачи
Анализ систем управленческого контроля в КИиДП.
Система контроля в КИ находится на пути между классическим и постмодернистским контролем. Это обусловлено, с одной стороны, тем, что вузы всегда были некой "территорией свободы" и в них "фордовские", механистические модели не приживались, а с другой стороны, этому движению способствует менталитет собственника (ректора), который направлен на поддержку творчества и инициативы персонала. Согласно модели [6] и мнения автора настоящее положение системы контроля института можно представить в виде табл. 21.1.
Система контроля ДП находится на несколько другом уровне развития (табл. 21.2). В данных оценках приведено основанное на анализе деятельности экспертное мнение автора. Специальных исследований по этому поводу не проводилось. Данные оценки показывают, насколько компания продвинулась на пути к "постмодернистскому" контролю.
Таким образом, ДП в настоящее время находится ближе к постмодернистскому контролю. Однако это в большей степени вызвано ее молодостью, чем осознанным управленческим действием.
В институте используются все формы контроля согласно модели [6], но в разной степени. На рис. 21.1 приведено авторское мнение по этому поводу.
В обеих рассматриваемых организациях преобладает самоконтроль. Однако в КИ это является следствием того, что институт
Таблица 21.1
Классический организационный контроль |
Экспертное мнение, % |
Постмодернистский организационный контроль |
Экспертное мнение, % |
Примечание |
Массовое производство стандартизированных товаров |
60 |
Гибкие производственные системы, производство для рыночных ниш |
40 |
В основном институт выпускает специалистов стандартных специальностей по стандартным программам. Однако старается постоянно совершенствовать программы обучения, давая выпускникам современные "инструменты" профессиональной работы, а также вводит новые, востребованные рынком специальности |
Иерархическая организационная структура, бюрократия, вертикальная интеграция |
80 |
Плоская гибкая структура, децентрализация |
20 |
В организации сильна вертикальная интеграция, однако структура достаточно гибкая и меняется в соответствии с изменениями внешних и/или внутренних условий |
Административный контроль |
50 |
Нормативный контроль |
50 |
Существуют четко расписанные и контролируемые правила и распорядки, однако значителен и контроль, основанный на культуре и ценностях сотрудников |
Институциональный контроль |
80 |
Контроль тождественности |
20 |
Руководство пришло к пониманию значимости контроля тождественности и в настоящее время ведутся работы по внедрению системы менеджмента качества (ISO) |
Таблица 21.2
Классический организационный контроль |
Экспертное мнение, % |
Постмодернистский организационный контроль |
Экспертное мнение, % |
Примечание |
Массовое производство стандартизированных товаров |
20 |
Гибкие производственные системы, производство для рыночных ниш |
80 |
ДП молодая и развивающаяся компания. В связи с этим многих стандартов работы нет. ДП пытается работать в разных нишах |
Иерархическая организационная структура, бюрократия, вертикальная интеграция |
10 |
Плоская гибкая структура, децентрализация |
90 |
Структура гибкая и меняется в соответствии с изменениями внешних и/или внутренних условий |
Административный контроль |
20 |
Нормативный контроль |
80 |
Мало четко расписанных и контролируемых правил и распорядков. В большей степени присутствует самоконтроль и контроль, основанный на культуре и ценностях сотрудников |
Институциональный контроль |
80 |
Контроль тождественности |
20 |
Руководство осознает необходимость движения к контролю тождествен мости |
по роду деятельности является "территорией творчества". Излишние системы прямого надзора и административного контроля будут мешать развитию творчества. Данная система создана специально, осознанно.
ДП только начинает свою деятельность, ищет и завоевывает свое место, набирает штат, будет сохранять значительную долю самоконтроля. Это больше вынужденная мера, так как еще не разработана система повышения внутренней эффективности (составления должностных инструкций, регламентов и т.д.), надо завоевывать рынок. Однако впоследствии, когда рынок будет определен и встанет вопрос о повышении внутренней эффективности, в ней будет расти доля административного и технического контроля (см. табл. 21.1, 21.2).
Творчество каждого сотрудника не будет являться насущной необходимостью, соответственно, персонал должен быть поставлен в более жесткие административные рамки (рис. 21.2). На рис. 21.1 и 21.2 дана авторская оценка силы влияния того или иного вида контроля.
Рис. 21.1. Использование различных типов контроля в КИ
Рис. 21.2. Использование различных типов контроля в ДП
С позиций механистических и органических моделей [6] системы контроля рассматриваемых организаций можно оценить с помощью табл. 21.3,21.4, причем экспертное мнение автора основано на анализе деятельности. Специальных исследований по этому поводу не проводилось.
Основные выводы.
Сравнивая результаты анализа систем контроля в двух организациях, отметим много общих черт. Это преобладающее применение экспертных знаний, постоянная корректировка задач, гибкие ролевые обязанности. Однако в КИ это является частью осознанного процесса развития, а в ДП – следствием раннего этапа развития. В то же время есть и существенные различия: забота о компании, развитие горизонтальных коммуникаций, информирование и консультации преобладают в ДП.
ДП находится ближе к органической системе контроля, чем КИ, что, в свою очередь, делает ее более приспособленной к нестабильным внешним условиям.
В целом существующие в обеих организациях системы не способствуют попаданию в "порочный круг контроля", так как ориентированы в значительной степени на самоконтроль. Однако единичные случаи такого рода контроля случаются. В КИ, например, взгляды
Таблица 21.3
Механистическая система контроля |
Экспертное мнение, % |
Органическая система контроля |
Экспертное мнение, % |
Примечание |
Фрагментация задач |
20 |
Применение экспертных знаний к общей задаче |
80 |
Это обусловлено спецификой вуза, находящегося в постоянном научном поиске |
Оперативный и вертикальный контроль для обеспечения релевантности задач |
10 |
Постоянная корректировка задач посредством взаимодействия с окружением |
90 |
Кроме указанного выше, вуз находится в постоянном поиске путей дальнейшего развития |
Четкое определение задач |
40 |
Гибкие и широко определяемые ролевые обязанности |
60 |
Сохраняется значительная доля сотрудников с неопределенными обязанностями. Это связано с динамичностью внешней среды (должны быть сотрудники, которые "могут все"), и инновационностью вуза |
Обязанности, свя- занные с функциональной позицией |
80 |
Обязанность заботиться о целом |
20 |
Вовлеченность персонала в управление слабая, соответственно, и забота сотрудников в целом о компании выражена в наименьшей форме |
Вертикальные структуры контроля, власти и коммуникаций |
50 |
Горизонтальные и сетевые коммуникации |
50 |
Развиты в равной степени. Компания старается сочетать в себе (не всегда удачно) инновационность и иерархичность управления |
Инструкции и решения контролеров |
60 |
Информирование и консультации превалируют над инструкциями и решениями |
40 |
Усиливается влияние административного контроля и прямого надзора |
Таблица 21.4
Механистическая система контроля |
Экспертное мнение, % |
Органическая система контроля |
Экспертное мнение, % |
Примечание |
Фрагментация задач |
40 |
Применение экспертных знаний к общей задаче |
60 |
Компания развивается, поэтому велика доля экспертных знаний. Со временем эта доля будет снижаться |
Оперативный и вертикальный контроль для обеспечения релевантности задач |
30 |
Постоянная корректировка задач посредством взаимодействия с окружением |
70 |
Это связано с тем, что компания ищет себя на рынке. Постоянно корректируются задачи и появляются новые. С течением времени произойдет сдвиг в сторону "Оперативного и веотикального контроля..." |
Четкое определение задач |
20 |
Гибкие и широко определяемые ролевые обязанности |
80 |
Компания молодая, иногда "все занимаются всем" |
Обязанности, связанные с функциональной позицией |
40 |
Обязанность заботиться о целом |
60 |
Так как "все занимаются всем" и высока доля самоконтроля, соответственно, более высокая степень заботы о целом. Однако, если после окончания этапа "бурного роста" руководство компании не предпримет мер по повышению вовлеченности персонала в управление, функциональный вес будет преобладать |
Вертикальные структуры контроля, власти и коммуникаций |
40 |
Горизонтальные и сетевые коммуникации |
60 |
Больше вопросов решается на горизонтальном уровне |
Инструкции и решения контролеров |
20 |
Информирование и консультации превалируют над инструкциями и решениями |
80 |
Как таковых инструкций еще не разработано, контролеров нет. Сейчас не до этого, необходимо занять рынок |
заведующего кафедрой, осуществляющего прямой надзор за проводимыми занятиями, и преподавателя расходятся. Заведующий кафедрой может требовать проведения занятий ближе к модели, изложенной в учебно-методических комплексах и стандартах, в то время как преподаватели (практикующие специалисты) считают, что необходимо быть ближе к реальной жизни. В итоге контроль усиливается, а мотивация преподавателя, качество проводимого им занятия снижается и т.д.
Влияние системы управленческого контроля в КИ на результаты деятельности, поведение работников и обучение.
Анализ влияния системы управленческого контроля на результаты деятельности проведем, используя модель этапов процесса контроля [6] (рис. 21.3).
Согласно данной модели первый разрыв происходит на этапах определения стратегических целей – разработки стандартов эффективности. Здесь отсутствует формализованная стратегия и, соответственно, увязка со стандартами эффективности. Компания "плывет по воле волн", а не с четко сформулированной целью. При этом контролируются важные, но разрозненные показатели. Компания, пытаясь расширить рынки сбыта, участвует во многих совершенно различных проектах, связанных с наукой и обучением, "распыляется и тратит силы". Это приводит к снижению приверженности сотрудников, так как им приходится нести часть нагрузки бесплатно. Нарушается психологический контракт [7] у рядового преподавателя, согласно которому "...заработная плата низкая, зато после обеда я свободен".
Второй разрыв возникает при сравнении фактических показателей со стандартами. Планомерного анализа отклонений не производится. Корректирующие воздействия включаются только в случае принципиальных несоответствий, все зависит от конкретных персоналий, допустивших отклонения. Эта несправедливость негативно влияет на приверженность персонала компании.
Актуальными представляются следующие направления для дальнейшего анализа.
1. Компания находится в поиске новых рынков сбыта, она хватается за все направления, связанные с наукой и образованием. Учитывая, что сфера основной деятельности КИ – образовательные услуги, необходимо рассмотреть ситуацию с позиций развития маркетинга взаимоотношений.
Целесообразно определить место КИ в континууме маркетинговых стратегий [8] (табл. 21.5). В данных оценках приведено экспертное мнение автора, основанное на анализе деятельности. Специальных исследований по этому поводу не проводилось.
Рис. 21.3. Этапы процесса контроля в КИ
Таблица 21.5
Место КИ в континууме маркетинговых стратегий
Черты транзакционного маркетинга |
Экспертное мнение, % |
Черты маркетинга взаимоотношений |
Экспертное мнение, % |
Примечание |
|
Временная перспектива |
Краткосрочная ориентация |
80 |
Долгосрочная ориентация |
20 |
Система настроена на максимальное количество выпускников, а не на высокое качество образования. Ориентация: "сейчас продать услугу" |
Доминирующая функция маркетинга |
Маркетинговая смесь |
90 |
Интерактивный маркетинг |
10 |
Система маркетинга значительно ближе к 4P и основывается на привлечении потребителя за счет неплохого продукта (качества образования), низкой цены и активного продвижения (рекламы) |
Ценовая эластичность |
Потребители очень чувствительны к цене |
60 |
Потребители менее чувствительны к цене |
40 |
Целевой сегмент КИ – это дешевое образование приемлемого качества. Потребители – дети людей ниже среднего и среднего достатка, часто из районов, поэтому сохраняется высокая чувствительность к цене. Развитие воспитательной работы (участие и победы в различных конкурсах, социально значимых проектах и т.д.) существенно снижает данную чувствительность. Развиваются черты маркетинга взаимоотношений, когда дети хотят учиться именно в КИ, потому что "тут классно" и "тут все мои друзья" |
Основная трактовка качества |
Техническое качество |
80 |
Функциональное качество |
20 |
Больше развит контроль технического качества, т.е. того, что мы получаем на выходе, а не качества функций. Сильный контроль при защите дипломов и сдаче гос. экзамена, ослаблен в процессе обучения (допускается значительное накопление долгов студентами) |
Показатели удовлетворенности потребителей |
Отслеживание доли рынка |
Ведение клиентской базы данных |
Такая работа не проводится |
||
Потребительские информационные системы |
Специальный опрос потребителей |
100 |
Обратная связь в реальном времени |
Проводятся опросы студентов |
|
Функциональная ответственность |
Продажи / маркетинг |
90 |
Взаимодействие маркетинг / операции / персонал |
10 |
Собственник понимает, что каждый преподаватель должен быть маркетологом и продвигать свой "продукт", однако целостной системы нет |
Роль внутреннего маркетинга |
Никакой |
100 |
Ключ к стратегическому успеху |
Не рассматривается как ключ к стратегическому успеху |
Анализ показывает, что КИ гораздо ближе к транзакционному маркетингу, основанному на краткосрочных продажах, чем к маркетингу взаимоотношений. Это является негативной стороной в условиях резкого повышения конкуренции на рынке высшего образования, связанного с уменьшением количества абитуриентов (следствие негативной демографической ситуации 1990-х годов).
2. Поиск инновационных путей требует проведения анализа с позиций проектирования новых товаров, процессов и услуг, а также маркетинговых инноваций.
Из данной модели видны следующие основные "разрывы". В генерации идей практически нс задействованы потребители (студенты и их родители), конкуренты и основной персонал. Это приводит, с одной стороны, к небольшому количеству идей на выходе, а с другой – к лоббированию собственных интересов рядом приближенных сотрудников (рис. 21.4).
Отсев осуществляется в основном ректором на его усмотрение, часто без соответствующей аналитической проработки вопроса. Это приводит к отсеву ряда перспективных направлений.
Рис. 21.4. Процесс проектирования новых процессов и услуг КИ (на основе модели [9])
Предварительное проектирование часто поручается неработоспособным командам. Это выражается в их незаинтересованности в решении задачи (дополнительная нагрузка при той же оплате труда на фоне отсутствия других мотивирующих факторов), иногда в их некомпетентности и отсутствии необходимых полномочий.
Оценку продукта берет на себя ректор, в дальнейшем проработка вопроса оказывается однобокой. Все это приводит к нежелательному собственному дрейфу на рынке (рис. 21.5) [9].
Из приведенной модели видно, что если КИ не усилит работу в части разработки и реализации маркетинговых инноваций, то скоро за счет собственного дрейфа, дрейфа рынка и действий конкурентов потеряет занятые рыночные позиции.
3. Для реализации инноваций в КИ создаются не всегда эффективные команды, что говорит об актуальности анализа для создания высокорезультативных команд.
Анализ эффективности командной работы в КИ на основе ключевых факторов успеха Вейджмана [10] (табл. 21.6) показывает, что основные проблемы создания высокорезультативных команд лежат в области четкого формирования смысла и целей создания команды, а также в области мотивации персонала к данной работе. При отсутствии дополнительной оплаты за работу в команде, а также других нематериальных стимулов повышение результативности целесооб-
Рис. 21.5. Собственный дрейф КИ, дрейф потребителей и конкурентов
разнее всего строить на принципах вовлеченности персонала и расширения его полномочий.
Таблица 21.6
Анализ эффективности командной работы в КИ на основе ключевых факторов успеха Вейджмана
№ фактора |
Наименование |
"Узкие места" (разрывы) |
1 |
Смысл существования команды |
Бывает, что смысл формирования команды четко не формализован. Это приводит к тому, что каждый участник вкладывает свой смысл |
2 |
Реальная задача для команды |
Часто бывает, что "на словах" создается команда, например для написания монографии. При этом пишет 1–2 человека, остальные фактически не задействованы и просто тратят время на совместных собраниях |
3 |
Вознаграждение за отличную командную работу |
Материального вознаграждения не предусмотрено. С точки зрения негативных нематериальных стимулов возможны варианты, при которых реальные разработчики и исполнители остаются "в тени" |
4 |
Базовые материальные ресурсы |
Почти всегда все необходимое для работы команды есть |
5 |
Полномочия на управление работой |
Чаще всего полномочия даются |
6 |
Командные цели |
Цели создания команды участниками трактуются по-разному |
7 |
Командные нормы, стимулирующие стратегическое мышление |
Команды отслеживают внешнее окружение: изучают опыт работы других команд и т.д. |
4. Анализ степени вовлеченности персонала и расширения его полномочий.
В целом можно сказать, что в КИ используются все методы вовлечения персонала, выделенные в модели "лестница" методов вовлечения персонала и расширения полномочий" [11]. Однако степень их использования разная (рис. 21.6). В процентах приведено мнение автора, отражающее степень использования методов вовлечения персонала в КИ.
Рис. 21.6. "Лестница" методов вовлечения персонала и расширения полномочий в КИ
Наиболее используемым и наименее эффективным методом вовлечения персонала остается информирование, которое производится за счет следующих методов коммуникации.
Низкая эффективность информирования как метода коммуникации (табл. 21.7) в масштабе института обусловлена тем, что на планерках (ученых советах) собирается ограниченный круг руководящих сотрудников, т.е. основная масса информации доходит до рядовых сотрудников уже через них, часто в искаженном виде или в виде слухов. Другие методы коммуникации используются в меньшей степени. Все это приводит к тому, что персонал мало осведомлен о целях и задачах компании, а соответственно, не вовлечен в ее проблемы.
Таблица 21.7
Методы коммуникации в КИ [11]
Экспертное мнение степени использования данного метода, % |
Экспертное мнение степени использования данного метода, % |
|||
Планерки |
50 |
Внутреннее телевидение |
– |
|
Электронные доски объявления |
Электронная почта |
5 |
||
Рабочие журналы |
Служебные записки, информационные письма |
5 |
||
Интранет |
10 |
Собрание коллектива |
– |
|
Информационные бюллетени |
– |
Газеты |
15 |
|
Доски объявлений |
15 |
Видеоматериалы |
– |
|
Консультации и переговоры развиты в значительно меньшей степени. Это связано с тем, что рядовой преподаватель основную часть времени проводит вдали от руководителя (его рабочее место аудитория), а руководители (заведующие кафедрами) не хотят тратить время на передачу информации подчиненным, нс интересуются их мнением и проблемами.
Полуавтономные группы и те, кому "дали право на расширение полномочий", выражены в наименьшей степени и представляют собой особо приближенных сотрудников (не всегда руководящих).
Таким образом, эффективность процесса вовлечения персонала остается на низком уровне. И в целом такая задача собственником не ставится. Он не видит связи между вовлеченностью сотрудников, результативностью работы команд и рождением маркетинговых инноваций, хотя понимание необходимости дальнейшего инновационного развития есть.
Существующая система контроля поощряет обучение. В случае самостоятельного повышения квалификации (защиты кандидатской, докторской диссертации) повышается оплата труда. Также меняется характер учебной нагрузки: от занятий в колледже (системе среднего специального образования) преподавателями, не имеющими ученой степени, до работы с аспирантами, ведения научных проектов и грантов профессорским составом. От количества опубликованных статей, учебно-методических комплексов, монографий, участия в научных конкурсах, грантах и реализации других направлений развития за год зависит уровень заработной платы преподавателя.
Основные выводы и рекомендации.
Негативные стороны как следствие существующей системы контроля в КИ.
1. Отсутствует стратегия и ее увязка со стандартами эффективности.
2. Необходимость расширения рынка сбыта приводит к поиску новых путей развития. Однако этот поиск не основан на соответствующих исследованиях и представляет собой хаотическое движение.
3. Снижению приверженности сотрудников за счет нарушения психологического контракта из-за увеличения нагрузки.
4. Отсутствует анализ отклонений, корректирующие воздействия включаются в редких случаях.
5. Маркетинговая деятельность КИ ближе к транзакционному маркетингу, чем к маркетингу взаимоотношений. Это является негативной стороной в условиях резкого повышения конкуренции на рынке.
6. В генерации идей не задействованы потребители, конкуренты, основной персонал.
7. Отсев идей осуществляется директивно ректором, без соответствующей аналитической проработки вопроса. Это приводит к отсеву ряда перспективных направлений.
8. Предварительное проектирование поручается неработоспособным командам.
9. Оценка и совершенствование продукта проводится директивно ректором. Иногда это приводит к дальнейшей однобокости проработки вопроса.
10. Имеет место нежелательный собственный дрейф и дрейф конкурентов.
11. Неэффективность создания высокорезультативных команд обусловлена отсутствием четкого формирования смысла и целей создания команды и недостаточной мотивацией персонала к данной работе.
12. Неэффективность вовлечения персонала обусловлена преимущественным использованием не того метода коммуникации и неосознанием собственником необходимости данного процесса.
13. Существующая система контроля поощряет обучение сотрудников за счет использования методов материальной мотивации.