Проблемы развития инновационной инфраструктуры
Одним из ключевых факторов, влияющих на реализацию инновационной деятельности, является степень развития инфраструктуры инновационной деятельности.
Инфраструктура инновационной деятельности – организации, предоставляющие субъектами инновационной деятельности услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности[1].
Субъектом инфраструктуры инновационной деятельности признается юридическое лицо, предоставляющее субъектам инновационной деятельности производственно-технологические, консалтинговые, финансовые, информационные и другие услуги (рис. 4.2).
Субъектами инфраструктуры инновационной деятельности федерального значения могут признаваться организации, удовлетворяющие одному или нескольким из перечисленных ниже требований:
• предоставляющие услуги субъектам инновационной деятельности, расположенным более чем в половине субъектов РФ;
• предоставляющие субъектам инновационной деятельности уникальные услуги, не представляемые ни какими иными организациями;
• предоставляющие на ограниченной территории субъектам инновационной деятельности комплекс услуг, без оказания которых невозможна или затруднительна реализация на данной территории государственной инновационной политики Российской Федерации или вытекающей из нее отраслевой инновационной политики органов исполнительной власти РФ.
Рис. 4.2. Общая схема инновационной инфраструктуры
Инновационная инфраструктура формируется на основе разделения труда инноваторов, генерирующих идеи и инноваторов, реализующих эти идеи в конкретных изделиях, продуктах и услугах. Эти виды труда, конечно же, взаимосвязаны, но в то же время специфичны: если "инноватор-генератор" бросит производство новых идей и займется "доводкой" своего задела до промышленно-технологической реализации и тем более, до конкретного маркетинга, то в это время или на это время прекратится или сильно замедлится процесс такого генерирования, что в последующем скажется па загрузке и на рабочих местах тех, кто способствует, с высокой специализацией, доводке новых идей. Отсюда вытекают и экономическая целесообразность подобного разделения, и рыночные варианты инфраструктурного обеспечения.
Инфраструктура инновационного предпринимательства представляет собой прежде всего систему, обеспечивающую предпринимательство, которая обособляется и "подгоняется" под его вид, который определен как инновационное. Оно как бы соединяет исследовательско-проектировочный сектор инновационной системы с реальным сектором экономики и конечным потребителем.
В табл. 4.1 раскрыто ОГЛАВЛЕНИЕ элементов инфраструктуры, с одной стороны, для непосредственного инновирования, т.е. создания инноваций как предложений, с другой – для инновационного предпринимательства, т.е. процесса реализации и продвижения последних.
Таблица 4.1
Сравнительная таблица элементов инфраструктуры
Для инновационного предпринимательства |
Для непосредственного инновирования |
• Внедренческие фирмы • Инженерные центры • Инжениринговые фирмы • Фирмы информационного обслуживания • Консалтинговые фирмы • Фирмы по рекламной деятельности • Банки и прочие кредитные структуры • Аудиторские фирмы, специализированные на инноватике • Научно-технические кооперативы • Центры подготовки и переподготовки кадров |
• Исследовательские комплексы: – университетов; – промышленности и др.; – секторов народного хозяйства; – академий наук • Библиотеки и базы данных • Опытные производства • Испытательные лаборатории и центры |
• Центры сертификации • Лизинговые компании • Патентно-лицензированные организации • Бизнес-инкубаторы • Центры трансфера технологий |
• Фирмы информационного обслуживания • Патентно-лицензионные организации • Научные парки • Инновационные центры |
Некоторые элементы рассматриваемых видов инфраструктур могут совпадать, или быть общими – это фирмы информационного обслуживания, испытательные и инженерные центры, финансовые структуры, патентно-лицензионные организации.
В последнее время наибольшее развитие получили технопарки (ТП), инновационно-технологические центры (ИТЦ), инновационно-производственные комплексы (ИПК).
Научно-технологический парк – это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, высшие учебные заведения, предприятия промышленности, малые фирмы.
Основной целью создания технопарков является поощрение сотрудничества между научными учреждениями, промышленностью и бизнесом в целях эффективного использования создаваемых технологий.
Основной функцией технопарка является предоставление помещений для предприятий (как правило, малых и средних инновационных предприятий), специализированной инфраструктуры для ведения исследований и производства с целью инкубирования малых предприятий. Часто фирмам, базирующимся в ТП, предоставляются также услуги по обслуживанию бизнеса (инфраструктура для переговоров, связь, доступ в интернет, бухгалтерские услуги), а также услуги по поиску финансирования и продвижению продукции на рынки.
Центры трансфера технологий (ЦТТ) призваны ускорить коммерциализацию научно-технических результатов, обеспечить создание малых инновационных предприятий, в том числе и в составе технопарков и инновационно-технологических центров. Основные задачи ЦТТ приведены в табл. 4.2[2].
Таблица 4.2
Основные задачи ЦТТ[3]
Этапы развития технологии |
Этапы трансфера технологии |
• Выполнение этапов НИР • Проверка возможности реализации технологии |
• Публикация результатов исследования • Подача патентных заявок • Участие в конференциях и выставках • Публикация результатов исследования • Подача патентных заявок • Участие в конференциях и выставках • Продажа прав на результаты НИР |
• Выполнение этапов ОКР • Опытный образец изделия • Прототип технологии • Подтверждение возможности технической реализации |
• Создание малого предприятия для реализации технологии • Продажа технологии |
• Доработка технологии • Создание рыночных образцов • Пробные продаж • Организация сервиса • Получение разрешений • Сертификация |
• Тиражирование и продажа изделий (малые серии) • Обучение пользователей • Обучение дилеров • Сервис • Продажа технологии • Продажа акций предприятия • Продажа бизнеса |
• Создание промышленной технологии • Организация серийного производства • Сертификация продукта и производства • Диверсификация |
• Реализация продуктов и услуг • Сервис • Продажа технологии • Продажа акций предприятия • Продажа бизнеса |
• Расширение производства • Тиражирование изделий • Сертификация производства • Обновление изделий и производства • Диверсификация |
• Реализация продуктов и услуг • Сервис • Обучение пользователей • Обучение дилеров • Продажа технологии • Продажа акций предприятия • Продажа бизнеса |
Следует отметить, что эффективной работе системы ЦТТ препятствует ряд факторов, основными из которых следует считать:
• слабую организацию управления инновационными процессами на уровне регионов и федеральных округов;
• проблемы с выходом как на внутренние, так и на зарубежные рынки у большинства ЦТТ;
• недостаточную ресурсную базу для создания и функционирования ЦТТ;
• отсутствие нормативно-правовой базы, стимулирующей активизацию инновационной деятельности.
Другие организации консалтинговой инфраструктуры развиты гораздо слабее. Особо следует отметить дефицит услуг в области маркетинга и организаций доступа на внешние рынки. Частично дефицит информации в этих областях могут уменьшить национальные информационно-аналитические центры (НИАЦ).
Основными задачами НИАЦ являются:
• проведение мониторинга состояния исследований и разработок в России и за рубежом, формирование экспертного сообщества пауки, промышленности и органов управления, анализ потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции с целью прогнозирования научно-технического развития направлений по профилю центров на среднесрочную и долгосрочную перспективу и выбора приоритетов для концентрации всех видов ресурсов на их реализации;
• создание экспертно-аналитической системы, позволяющей оперативно и квалифицированно удовлетворять запросы потребителей и оказание информационных, консультационных и аналитических услуг по профилю центров.
Особо необходимо выделить Российскую корпорацию нанотехнологий. Корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.
К основным функциям Российской корпорации нанотехнологий относят:
1) рассмотрение проектов в сфере нанотехнологий в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств Корпорации;
2) осуществление организационной и финансовой поддержки научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в сфере нанотехнологий;
3) осуществление финансирования проектов в сфере нанотехнологий, предусматривающих внедрение нанотехнологий или производство продукции в сфере наноиндустрии;
4) осуществление финансирования проектов по подготовке специалистов в сфере нанотехнологий;
5) осуществление мониторинга реализации проектов в сфере нанотехнологий, финансируемых за счет средств Корпорации;
6) выполнение других функций в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В силу ярко выраженной специфики сферы инновационного предпринимательства существует острая необходимость в существовании разветвленной инфраструктуры его поддержки. Под инфраструктурой поддержки малого инновационного бизнеса понимается совокупность органов государственной власти, осуществляющих деятельность в сфере регулирования инновационных процессов в экономике и организаций, оказывающих услуги предприятиям, работающим или планирующим начать деятельность в инновационной сфере.
Основной целью функционирования инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства является оказание содействия субъектам предпринимательской деятельности на начальных этапах развития инновационного предприятия или научно-технического проекта. Очевидно, что наиболее "критическим" для высокотехнологичной компании является именно период становления.
Основные задачи, стоящие перед инфраструктурой поддержки инновационного предпринимательства в соответствии с основными проблемами этой сферы экономической активности:
1) расширение спроса на высокотехнологичную продукцию со стороны потребителей;
2) расширение круга потенциальных инвесторов за счет представителей рынка венчурного инвестирования, а также за счет среднего и крупного бизнеса;
3) оказание финансовой поддержки на ранних стадиях реализации инновационных проектов;
4) помощь в поиске партнеров и оказание различного рода услуг по "сопровождению" реализации инновационных проектов;
5) помощь η получении доступа к наиболее финансово доступным офисным и производственным помещениям;
6) информационная поддержка субъектов малого инновационного предпринимательства.
С точки зрения выполняемых функций инфраструктурные организации могут быть разделены на три условных группы[4].
1. Организации, оказывающие финансовую поддержку:
• на безвозвратной основе;
• возвратной основе.
2. Организации, занимающиеся регулированием отношений в области прав на результаты интеллектуальной деятельности.
3. Организации, оказывающие иные виды поддержки:
• предоставление офисных и производственных помещений;
• услуги по предоставлению специализированного оборудования:
– для исследований;
– создания опытных образцов;
– серийного производства и т.д.;
• консультационные услуги и услуги но сопровождению проектов;
• услуги по поиску источников финансирования;
• услуги по закреплению прав на интеллектуальную собственность;
• услуги по подбору и повышению квалификации персонала;
• услуги по обеспечению взаимодействия с другими предприятиями в смежных секторах инновационной деятельности (в целях кооперации и достижения синергетических эффектов);
• информационную поддержку.
Вполне естественным представляется, что организаций, выполняющих только одну функцию в чистом виде и при этом не осуществляющих других функций из числа представленных, практически нет. Это может отчасти объясняться спецификой отрасли, поддержку которой оказывают эти организации – выделение финансирования отдельной инфраструктурной организацией неизменно сопровождается некоторыми дополнительными услугами – в частности, в виде услуг по сопровождению проектов, в виде поддержки в закреплении прав на интеллектуальную собственность, консультационных услуг и т.д. Это является вполне естественным для организаций, оказывающих финансовую поддержку на возвратной и возмездной основе, однако характерно и для остальных типов организаций инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства (вмешательство в осуществление проектов с целью контроля и попутное оказание необходимых услуг в рамках полномочий и компетенции организации).
В силу известной специфики сферы инновационного предпринимательства представляется очевидным, что малым инновационным компаниям на каждом из этапов становления важно иметь возможность получать поддержку различных видов (главным образом – от государственных структур), а также деловые услуги различного характера. В этом смысле существенным является не только выстраивание такой структуры поддержки, при которой на любом из этапов жизненного цикла высокотехнологичной компании она может воспользоваться той или иной формой поддержки государства, по и повышение степени доступности информации об инфраструктуре, а также повышение прозрачности ее деятельности.
Необходимость активного государственного вмешательства в сектор малого высокотехнологичного предпринимательства в первую очередь объясняется недостаточностью на современном этапе развития российской экономики рыночных стимулов для инвесторов (в том числе венчурных), которые определяют привлекательность отрасли как объекта для инвестиций. В частности, в числе наиболее важных факторов, "отпугивающих" инвесторов экспертами называются высокие риски вложения финансовых ресурсов в российский малый инновационный бизнес.
Государственная поддержка инновационного бизнеса является двухуровневой с точки зрения принадлежности организаций инфраструктуры к одной из систем власти – федеральной или региональной. Очевидно, что в условиях недостаточного развития федеральной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, компенсировать ее недостатки можно на региональном уровне.
Повышение доступности информации о деятельности инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства, совершенствование самих организаций, составляющих эту инфраструктуру, и создание новых способно существенно повысить привлекательность входа в отрасль для новых фирм. Именно поэтому представляется целесообразным подготовить кадры, которые в дальнейшем будут составлять основной персонал этих компаний, к практике рыночного хозяйствования.