Лекция 7. ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ
В результате освоения материала главы студент должен:
знать
• несколько определений понятия "сознание";
• несколько моделей структуры сознания;
• перечень основных и измененных состояний сознания;
• проблемы построения теорий сознания и моделей сознания;
уметь
• сопоставлять определения и теории сознания;
владеть
• знаниями о структуре сознания;
• знаниями об измененных состояниях сознания.
Вопрос о целом (сознании) при разработке моделей подсистем сознания (образа мира и операциональных аналогов сознания) является неизбежным. Идеальная генерализация результатов семантического оценивания должна соотноситься с общепринятой теоретической моделью сознания. Но такой модели сегодня нет.
Поэтому в главе 7 изложен краткий очерк признанных большей частью научного сообщества эмпирических данных, моделей и концепций сознания, проблем разработки теорий сознания и авторской теории сознания, предлагаемой, в частности для решения проблем интерпретации результатов психосемантического оценивания.
Существование сознания как внематериальной структуры связано с проблемой существования идей (в том числе и значений) как внепространственных и вневременных идеальных структур.
Идея Платона о мире идей существовала более 2 тыс. лет назад и существует сейчас вне зависимости от временной локализации носителя индивидуального сознания, обдумывающих ее философов или студентов – вне времени. Эта идея обсуждается в Московском или в Магаданском университете вне зависимости от пространственной локализации обсуждающих – вне пространства. Сознание в целом тоже характеризуется этими особенностями.
Собственно, сознание и является более глобальной и интегральной системой значений, чем все построенные сегодня модели (включая образ мира), т.е. интегрирующей реальностью для всех исследований психологии субъективной семантики и психосемантики. Именно значение в своей самой известной работе "Мышление и речь" Л. С. Выготский выдвинул в качестве единицы анализа мышления.
Очерк понятия "сознание"
В отечественной психологии понятие "сознание" вводится через философскую категорию "отражение" и понятие "психика". Сознание определяется как высший уровень психического отражения, присущий лишь человеку как члену социума. Считается, что сознание развивалось в процессе изменения общества и трудовой деятельности и, таким образом, культурно-исторически обусловлено. Своей трудовой деятельностью человек воздействовал на окружающий мир, преобразовывал его, становясь субъектом преобразования мира и осознавая себя и свое отношение к миру.
Согласно материалистической традиции отечественной психологии сознание трактуется как функция высшей нервной деятельности (в литературе часто встречается неверное выражение "сознание как функция мозга"). При этом качественный переход от физиологических процессов к психическим пока никак не объяснен (так называемая "психофизиологическая проблема").
В самой структуре термина "co-знание" зафиксирована суть сознания как совместного с другими знания, общественный опыт. Сегодня более 90% знаний и опыта современного человека получено им не в результате усвоения собственного опыта, а в результате усвоения знаний и опыта других людей. Эти знания и опыт зафиксированы, в основном, в виде текстов как устных (родительских, взрослых, "бывалых", учительских, хроникерских), так и письменных (учебники, статьи, отчеты, литературные произведения, сценарии) речевых описаний (моделей). Чаще всего эти модели описывают ситуации, в которых мы не были, и опыт, который мы сами не получали (вне непосредственности и наглядности). Этот факт показывает нам, что в развитии сознания решающую роль играет наличие языка, как исторически развивающейся символической системы для построения моделей передачи опыта, знаний и переживаний.
Именно отсутствие развитой языковой системы делает невозможным у животных даже с очень высоко развитой психикой наличие со-знания, аналогичного человеческому.
Если посадить рядом с самой умной магаданской кошкой самую умную египетскую кошку, то первая ничего не узнает о верблюдах, пирамидах и, тем более, о фараонах, о которых и сама египетская кошка не знает. Вторая также вне собственного опыта ничего не узнает о снеге, лососе, куропатках и пр. Вне систем развитого языка нет никакой возможности иметь совместное знание (со-знание).
Развитие сознания обусловлено также тем фактом, что человек рождается и живет в мире культурных предметов и общественных отношений. Так, например, созданные человеком инструменты и предметы обихода являются носителями действий с ними (оперантная часть значения), а вся активность (система деятельностей, образ жизни) человека (даже в целях самообеспечения) всегда связана с отношениями с другими людьми. Новые функциональные требования трудовой деятельности и общения десятки и сотни тысяч лет обуславливали развитие функциональной структуры нервной системы (прежде всего – мозга) и строение тела (прежде всего руки) человека.
Разработка понятия "сознание" начиналась в рамках философии (Р. Декарт, Дж. Локк) как попытки осмысления человеком содержания своего внутреннего (субъективного) мира. Этот подход сохраняется сегодня в понимающей психологии. В дуалистической концепции Р. Декарта (протяженная субстанция и мыслящая субстанция) сознание существует независимо от материального мира (первая формулировка психофизической и психофизиологической проблем). Первую структурную модель сознания ввел Дж. Локк, выделив познаваемую часть сознания (о которой я могу размышлять, которую могу изучать) и непознаваемую часть сознания (познающую), о которой размышлять невозможно, так как она сама (познающая часть) занимается познанием. Этот процесс (изучение познаваемой части сознания познающей частью сознания) Дж. Локк назвал рефлексией, введя соответствующий термин. Сегодня значение термина "рефлексия" значительно отличается от локковского, включая в себя аспекты процессов и продуктов самосознания, самонаблюдения, осознания образа "Я", осознания особенностей своих отношений с окружающими и своей деятельности.
В экспериментальной психологии первые попытки изучения сознания были связаны с философским пониманием сознания как непосредственно открывающейся картины мира и методом интроспекции (особый вид самонаблюдения и отчета без интерпретации ощущений, образов или переживаний). Так в лаборатории В. Вундта были зафиксированы такие свойства сознания как его ритмичность, ограниченность, объем, наличие зон перцепции и апперцепции. Другими исследователями (У. Джемс, Э Титче- нер – непосредственное изучение сознания) было сформулировано понятие о сознании как о процессе (потоке) с непрерывной сменой содержания и состояний.
Понятие о неосознаваемых (нерефлексируемых) процессах сознания также было сформулировано в рамках философии (Г. В. Лейбниц, И. Ф. Гербарт, Г. Гельмгольц и др.). В психологии начало изучения бессознательного связано с работами В. Вундта, Г. Фехнера и З. Фрейда.
На основании соотнесения осознаваемого и бессознательного сложилось представление об уровневом строении сознания: 1) бессознательное – не может быть осознано; 2) подсознательное – может быть осознано с помощью психологической работы; 3) предсознательное – легко осознается при направлении внимания; 4) сознание – рефлексируемое ОГЛАВЛЕНИЕ.
В когнитивной психологии уровни и состояния сознания трактуются как характеристики переработки информации. Для изучения процессов и связанных с ними переживаний используются (познавательные процессы – антиципация, внимание, ощущения (модальности), восприятие (образ), память, мышление, представление, воображение) психофизиологические и нейрофизиологические корреляты (попытки объективации). Физиологический и нейрофизиологический редукционизм проявляется в продолжающихся попытках рассматривать сознание как систему условных связей между стимулами и нейронными процессами. При этом тот факт, что уже через несколько минут после прочтения текста в сознании фиксируется не совокупность символов (стимулов), а смысл (семантика) текста, игнорируется. Часто игнорируются также факторы нравственности, чести, этичности и веры при изучении процессов принятия решений. Это является следствием бессубъектного подхода к исследованиям проявлений сознания.
В психосемантическом подходе сознание изучается опосредствованно, чаще всего через вербальные или примитивные математические модели (семантические поля и пространства). Часто исследователи не замечают подмены понятий {подмена реальности моделью реальности) и начинают трактовать математические свойства семантических пространств как свойства сознания.
1. Исследователь Н. успешно изучал аэродинамические свойства самолета в аэродинамической трубе с помощью деревянной модели самолета. Его ученики не раз убеждались на практике в правильности расчетов учителя.
После смерти Н. ученики, убежденные в правильности модели учителя, распилили модель и стали заявлять: "Самолет внутри сплошь деревянный. Мы в этом убедились на примере модели великого Н.".
2. Студенческая шутка: интеллект–это то, что изучается с помощью тестов интеллекта.
На основе анализа и обобщения работ отечественных авторов мы можем выделить следующие основные особенности сознания.
1. Сознание – качественно новая форма психического отражения. Суть нового качества обусловлена тем, что человек не только адаптируется к природным условиям, он изменяет условия в соответствии со своими осознанными целями {целесообразность). Это принципиально новый, по сравнению с животными, способ взаимодействия с природой.
2. Возможность объективного отражения реальности. А. Н. Леонтьев указывает, что сознательное отражение "это отражение, предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как “предстоящее” субъекту" (Леонтьев, 1981, с. 272).
3. Наличие самосознания как способности человека отделить себя и свои переживания от окружающего мира (первая форма рефлексии). "Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний (отделении внутренних переживаний от реального мира) и возможность развития на этой почве самонаблюдения" (там же, с. 291).
4. Сознание как совместное с другими знание.
5. Новый тип отношений. Отношения между людьми начинают строиться не на основе биологических потребностей (как, например, иерархия в стае животных), а на основе их трудовой деятельности и социальных взаимодействий.
1. Женщина выбирает не красивого и здорового, а богатого.
2. Молодые люди и примадонны.
6. Сознание как рефлексия. По мере взросления и обучения, приспособления к все более усложняющимся структурам деятельности и социальных взаимодействий, человек не только осознает себя, но и свое место в социальных отношениях, свои мотивы деятельности, стили отношений с окружающими, причины удач и неудач и многое другое. Этот специфический процесс осознания называется рефлексией (рефлексивным осознанием). При нормальном развитии взрослеющий человек все более учитывает это рефлексивное при реализации любой еще мало освоенной деятельности или социального взаимодействия, т.е. сознание становится постоянно рефлексивным.
7. Наличие у человека особых "идеальных" видов деятельности. Эти виды деятельности представлены не только творчеством писателя, сценариста, архитектора или ученого, но присутствуют в жизни каждого человека как, например, "продумывание разговора", "проектирование участка" или представление о дизайне рабочего места. Эти особые виды деятельности пока условно можно объединить в две большие группы: проектирование и создание виртуальных предметов (вплоть до виртуальных миров писателя).
Отечественные авторы предлагают кроме соотнесения с уровнями осознаваемости еще ряд моделей структуры сознания. Μ. М. Бахтин, подчеркивая возможность изучения чужого сознания только в общении, предлагает рассматривать сознание как диалог (полилог) и, соответственно, участников внутреннего диалога как подструктуры сознания. Однако с нашей точки зрения диалогичность сознания есть лишь этап процесса реализации сознания – чтобы совершить поступок нужно на время "прекратить диалог" и стать единым субъектом действия (деятельности).
A. Н. Леонтьев (Леонтьев, 1983) выделяет следующие образующие сознания: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл (подробнее см. подпараграф 2.1.1).
B. П. Зинченко (Зинченко, 2009) выделяет три слоя сознания и составляющие их шесть образующих сознания: 1) духовный слой, взаимодействующие "Я – другой", здесь ранее всего складываются базовые чувства – доверие, любовь и др.; 2) бытийный слой (бытийно-эмпирический), чувственная ткань образа (избыточна по отношению к образу), биодинамическая ткань живого движения (избыточна по отношению к движению), метафора для понимания – выкройки; 3) рефлексивный слой (бытийно- гносеологический) – значение-текст (любое событие) и смысл (извлекается из текста).
Термин "образующие сознания" в работах А. Н. Леонтьева и В. П. Зинченко использован для того, чтобы подчеркнуть процессуальность постоянного образования сознания.