Проблемы психологии развития ребенка в психоанализе
П. Куттер представил развитие психоанализа на протяжении XX в. в виде разветвленного дерева различных направлений; некоторые из них относятся к детской психологии. На основе двух открытий З. Фрейда - бессознательного и сексуального начала человеческого поведения - современники начали психоаналитическую работу с детьми. Если они акцентировали свое внимание на бессознательном в человеческой психике, то зарождалась теория травм (О. Ранк, М. Клейн). Если же в центре внимания ученых были сексуальные влечения ребенка, то создавалась теория влечений (З. Фрейд, А. Фрейд). В теории травм особую роль играет внешняя причина, в теории влечений доминируют внутренние мотивы. В первом случае ребенок - жертва внешних обстоятельств (раны, шока, потрясения), во втором случае ребенок - виновник, не умеющий и не желающий контролировать свои влечения. Обе теории продолжают разрабатываться до сих пор.
Во второй половине первого года жизни ребенок начинает выделять мать как объект, с которым связано удовлетворение его желаний. С этого момента возникает новая проблема в жизни ребенка: необходимо строить отношения с этим объектом. Как это происходит? Ответ на этот вопрос содержится в теории объектных отношений, которая в детской психологии представлена авторами различных научных концепций.
Дж. Боулби считал, что для маленького ребенка самое главное - это ненарушенная любовь матери. Благодаря ей между ребенком и взрослым складываются отношения привязанности. Последовательница Д. Боулби, известный детский психолог М. Айнсворт (Эйнсуорт) определяла привязанность как стремление к близости, при достижении которой человек обретает чувство безопасности и покоя.
В неблагоприятных условиях развития ребенком овладевает тревога, вызванная предстоящей разлукой, все его поведение выражает протест; он печален, он страдает.
Р. Шпиц (Спиц) в своих исследованиях опирался на эксперименты американских психологов, супругов X. и Д. Харлоу, проводивших наблюдения за детенышами обезьян, которые воспитывались в лабораторных условиях с искусственными "матерями", сделанными из проволоки. От одной "матери" обезьянка получала еду, возле другой могла согреться и успокоиться. Оказалось, что уже детеныши обезьяны предпочитают "теплую мать"! Для описания отношений между матерью и ребенком Р. Шпиц ввел понятие "аффективный диалог", которое, по его мнению, представляет собой нечто большее, чем привязанность младенца к матери. Аффективная взаимность побуждает младенца исследовать окружающий мир, способствует развитию познавательных процессов и двигательной активности.
Д. Винникотт говорил: "Нет такой вещи, как младенец". Любые высказывания о ребенке должны быть и высказываниями о его матери. Нельзя рассматривать ребенка как отдельного индивида, его следует изучать в системе диадических отношений. Привязанность младенца должна рассматриваться наряду с эмоциональным вкладом "достаточно хорошей матери", которая способна эффективно "зеркалить" своего ребенка. Если мать почему-либо не в состоянии проявлять по отношению к ребенку удовольствие и радость, его развитие может пострадать. При разлуке с матерью ребенок использует "переходный объект" (любимую игрушку), который позволяет ему установить связь между прошлым и настоящим, старым и новым, помогает успокоиться.
X. Когут дал новое направление психоанализу. З. Фрейд считал, что но мере развития личности либидонозная (психическая) энергия отрывается от ребенка и переносится на другой объект, который становится для ребенка источником удовольствия. Чем более полно произошло это перемещение, тем лучше, тем более здоровой и менее нарциссической будет личность. По мнению Когута, не вся либидонозная энергия должна направляться во внешний мир. Какая-то часть энергии должна сохраниться и быть направлена на развитие самости. Согласно теории самости для того, чтобы личность ребенка развивалась нормально, необходимо удовлетворение трех его базовых потребностей:
1) потребности в "отражении": ребенок ждет от родителей ответа на вопрос: "Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль па свете всех милее, Всех румяней и белее?";
2) потребности в идеализации родительского образа: для ребенка важно знать, что хотя бы один из родителей является самым умным и сильным;
3) потребности быть похожим на других; если она удовлетворяется, то у ребенка развивается чувство социальной принадлежности, своего общественного статуса.
Э. Фромм различал первичный и вторичный нарциссизм. Первичный нарциссизм свидетельствует о самоуважении. Человек, неспособный по-настоящему любить себя, не любит и других. Человек, не способный любить других, не любит и себя. Вторичный нарциссизм, проявляющийся в повышенном интересе к своему телу, общем эгоцентризме, является не самовлюбленностью, а ненавистью к себе из-за отсутствия любви со стороны окружающих. Человек, испытывая любовь к окружающим, не истощается, а обогащается.