Проблемы, противоречия и осложнения на пути ТС
Как отмечали эксперты, для стран – участниц ТС изначально были характерцы слабое выполнение согласованных решений, низкая исполнительская дисциплина. Причем связанные с этим убытки (миллиарды рублей) несла, прежде всего, Россия. Так, разработанный в 1995 г. порядок распределения и зачисления в госбюджеты России и Белоруссии таможенных пошлин, налогов и сборов на изготовленные из российского сырья товары, экспортируемые белорусскими предприятиями, на российские товары, а также на импортные товары, предназначенные для потребления на территории России, не соблюдался. В 1997 г. белорусская сторона прекратила перечислять соответствующие суммы в бюджет РФ. Вопреки подписанным соглашениям, предусматривающим обеспечение эффективного контроля на внешних границах ТС с целью недопущения незаконного ввоза и вывоза товаров, на территорию Россию через Белоруссию осуществлялся крупномасштабный нерегистрируемый ввоз товаров из Украины и стран Балтии (в силу более низких белорусских таможенных пошлин по сравнению с российскими); через Казахстан шли контрабандные товары из стран Центральной и Восточной Азии. По данным Таможенного комитета РФ, в середине 1990-х гг. из стран, не входящих в Таможенный союз, ежегодно ввозились без регистрации товары на миллиарды рублей. Широкое распространение получил реэкспорт из стран-партнеров (прежде всего из Белоруссии) российских энергоносителей и золота. В последующие годы ситуация мало изменилась.
Подобная практика вынудила Россию принять меры по защите собственных экономических интересов. В апреле 2000 г. РФ восстановила таможенный контроль и таможенное оформление товаров третьих ст ран, поступающих через Белоруссию, а в октябре 2000 г. Белоруссия ввела таможенное оформление товаров третьих стран, ввозимых через Россию. В январе 2001 г. ГТК РФ отдал распоряжение о введении полноценной таможенной границы с Казахстаном на всем ее протяжении.
Осложняло формирование ТС отсутствие скоординированных действий в отношениях с внешним миром. 'Гак, после вступления в ВТО в 1998 г. Киргизия установила согласованную с ВТО (но не с партнерами по ТС) среднюю ставку таможенного тарифа на уровне 10% (в России и Белоруссии импортный тариф на промышленные товары в тот период составлял в среднем 14%, в Казахстане – 13%). Вследствие опережающей либерализации импортного режима Киргизии через ее территорию начали поступать относительно недорогие товары третьих стран в другие государства – участники ТС и, прежде всего, в Казахстан, который был вынужден принять временные защитные меры. Явно недостаточным был прогресс и на других направлениях экономического взаимодействия стран – участниц ТС, включая унификацию железнодорожных тарифов, гармонизацию национальных законодательств.
Новые импульсы в динамике становления ТС
Несмотря на проявившиеся проблемы и противоречия во взаимодействии "пятерки", в феврале 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, предусматривавший поэтапное формирование единого экономического пространства пяти стран – России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На первом этапе должна была быть обеспечена реализация в полном объеме режима свободной торговли, а на втором – завершена организация ТС, что предполагало создание единой таможенной территории, принятие общего таможенного тарифа, отмену контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и внешнеторговой сферы. На третьем этапе намечалось сформировать единое экономическое пространство, включающее общий рынок товаров, услуг, капитала и труда, проводить общую экономическую политику, создать единую инфраструктуру, завершить гармонизацию законодательства сторон, обеспечивающего функционирование этого пространства. На последующих этапах предусматривалось согласование параметров основных макроэкономических показателей стран-участниц. В Договоре были намечены меры, охватывающие по сути все сферы экономического взаимодействия (внешнеэкономическую, налоговую, транспортную, аграрную политику и т.д.).
В отличие от Соглашения 1995 г. о таможенном союзе новый Договор имел комплексный характер и был нацелен на всестороннее экономическое сближение стран-партнеров, достижение достаточно высокой степени однородности их хозяйственных комплексов. Согласно этому Договору, единое экономическое пространство пяти стран предполагалось создать к 2003 г., что с учетом произошедшего отката в формировании таможенного союза в 1997–1999 гг. было нереально.