Проблемы предупреждения и преодоления социального сиротства
Социальное сиротство – явление исключительно емкое, обусловленное комплексом факторов. Профилактика требует устранения всех причин, которые его порождают, преодоление – нейтрализации или ликвидации последствий.
Для этого необходимо создать систему деятельности, которая бы охватывала:
– совершенствование нормативно-правовых основ, системы воспитания подрастающего поколения, подготовки молодежи к семейной жизни;
– повышение социальной роли семьи, ответственности взрослых, особенно молодых, за порождение ребенка и его воспитание;
– формирование постоянно действующего механизма защиты прав и личного достоинства каждого ребенка, независимо от его возраста, места проживания, национальной принадлежности.
Через нее должен осуществляться комплекс мер по следующим направлениям.
1. Повышение роли семьи, а также нравственной и социальной ответственности родителей за воспитание детей. Это единая задача, направленная на стимулирование родителей иметь детей и, главное, повышение ответственности за их воспитание. Изменить сложившееся отношение молодых людей к семейной жизни исключительно трудно. Надо, чтобы сами родители стали другими, изменились их ценности, идеалы, деятельность по поддержанию благоприятного нравственно-психологического климата в семье и отношение к воспитанию детей.
В новых условиях повышается роль конфессий в решении этой задачи. Совместными усилиями государство и конфессиональные сообщества могут способствовать повышению значимости семьи и семейного воспитания. Однако ту роль, которую такие сообщества играли в России в XIX в., перенести в современные условия не возможно.
2. Повышая статус семьи и ее роль в воспитании детей, создавая необходимые для этого условия, необходимо повышать правовую ответственность родителей за невыполнение (недостаточное выполнение) обязанностей по уходу за ребенком и его воспитанию.
Здесь крайне важно формировать институты защиты семьи и прав ребенка. Недопустимо, чтобы в семье, где воспитывается ребенок, по отношению к нему допускалось насилие в любой форме (физической, психологической, сексуальной) и не было реальной силы, способной защитить его от произвола родителей и других взрослых. Также не должна допускаться ситуация пренебрежения родителями, опекунами или другими взрослыми, ответственными за воспитание, его нуждами (моральная жестокость) – отсутствие с их стороны элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию. Он – не собственность родителей. Это живое существо, которое защищается родителями и государством. Последнему принадлежит доминирующая роль в защите ребенка, в том числе и от произвола родителей.
3. Совершенствование федерального и местного законодательства, а также механизма их реализации, направленное на повышение роли семьи, ее защиты и защиты нрав ребенка.
4. Повышение роли воспитательных учреждений при одновременном недопущении перекладывания на них всей ответственности за воспитание ребенка. Семья и детский сад, семья и школа – это звенья воспитательной системы, где каждое имеет свои права и обязанности в воспитании ребенка. Воспитательные учреждения, наряду с прочим, берут на себя функции оказания помощи семье в повышении педагогической компетенции, социально-педагогической культуры, необходимых в обеспечении воспитательной роли, а также формирование необходимых взаимосвязей с ней в процессе воспитания и обучения детей.
5. Развитие гражданского общества и его контроля над воспитанием нравственных идеалов и ценностей. Не может быть безразличным общество, когда деятельность отдельных институтов, политических партий, политических лидеров и прочих лиц, существенно сказывается на формировании у подрастающего поколения нравственных идеалов и ценностей. В этом вопросе должны проявляться (быть приоритетом) не только коммерческие интересы, но и интересы общества, подрастающего поколения и их родителей.
Мировой опыт свидетельствует, что решению этой проблемы способствует развитие гражданского общества. В таком обществе каждый гражданин представляет определенную ценность для своего государства и общества. Он знает, как проявить свое "Я", выразить мнение и отстоять его по отношению к деятельности другого человека или института. Это мнение учитывается, его уважают и, если оно не противоречит интересам общества и государства, то может быть руководством к действию.
6. Формирование института корпоративной чести и долга исключительно важно для развития нравственного климата в обществе и государстве, повышении их зрелости. Эта проблема особенно актуальна для семьи, образовательного учреждения, журналистов, политических деятелей. Они во многом определяют те ценности и идеалы, которые доминируют в семье и в обществе. В сущности – это один из показателей развития гражданского общества.
7. Совершенствование института комиссий по делай несовершеннолетних и защите их прав. Опыт деятельности этого института значительный и у него существуют перспективы развития в обществе. Однако, для обеспечения качества его деятельности необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и, особенно, решить вопросы кадрового обеспечения. До сих пор не сформирован институт подготовки кадров для таких учреждений. В них призваны работать специалисты, имеющие специальную правовую, социально-педагогическую и психологическую подготовку, опыт работы с детьми и семьями.
8. Восстановление и развитие возможностей организованного досуга детей и подростков. Рыночная экономика коммерциализировала многие досуговые, спортивные и культурные центры, что обеднило досуг и воспитание детей. В этих условиях усилия государства, общественных организаций, политических партий должны быть направлены на восстановление утраченных возможностей досуга для детей. Требуются и центры семейного досуга, которые позволяли бы создавать наиболее благоприятные условия для совместного времяпрепровождения родителей и их детей.
9. Создание и поддержание позитивных детских и молодежных объединений, позволяющих детям, подросткам и молодежи реализовывать свои социальные качества, активно социализироваться, получать возможность общения и наиболее целесообразной самореализации.
10. Совершенствование миграционной политики. Важнейшая проблема такой политики – обеспечение защиты прав детей-мигрантов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
11. Совершенствование деятельности по устройству жизни тех, кто по тем или иным причинам оказался в трудной жизненной ситуации, связанной с потерей попечения родителей (лиц, их заменяющих). Речь идет о преодолении социального сиротства, обеспечении наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания детей-сирот. Первостепенным здесь является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. В этом отношении Правительством РФ уже принимаются меры, которые должны оказать позитивное влияние на обустройство детей в "альтернативные семьи" (усыновление (удочерение), приемные, попечительские и др.).
12. Исключительно важным является стимулирование адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной и семейной жизни. Речь идет о создании специальных условий, при которых каждый выпускник мог бы приобрести необходимый для него жизненный опыт самостоятельности, самореализации, профессионального самоопределения, создания и сохранении семьи, воспитании детей. Это крайне необходимо, так как воспитанники интернатных учреждений лишены той естественной семейной среды, которая обеспечивает социализацию к семейной жизни, позволяет приобрести необходимый опыт жизни в семье, ее сохранению и укреплению.
Решение такой проблемы дается нелегко. Не случайно при центрах социального обслуживания вводится должность социального работника, который призван патронировать выпускников интернатных учреждений на этапе обучения в средних учебных заведениях и начальной профессиональной деятельности.
Наталья Васильевна Москаленко указывает на опыт создания при интернатном учреждении консультационного центра для выпускников на общественных началах (на энтузиазме работников интерната). Выпускник, как правило, прежде всего, обращается к тому, кого он знает, своим бывшим воспитателям. Поэтому создание подобных центров объективно необходимо и востребовано.
Также целесообразно создавать для старшеклассников в интернатах общежитие, где воспитанники могли проживать по 1–2 человека в комнате. Надо, хотя на этапе завершения воспитания в условиях интерната, учить их переходить к самостоятельной форме обеспечения своего жизнеустройства, умению уединяться, следить за порядком, самостоятельно решать свои проблемы.
В ряде стран Европы существует опыт передачи выпускника интернатного учреждения в семью пожилых людей (пожилого человека) по договору с оплатой для его адаптации и приобретению опыта семейной жизни до 20–21 года. Такой опыт мог быть весьма полезным для молодого человека. Он полезен и для пожилого человека, так как даст определенную прибавку к пенсии. В случае выявления несовместимости по инициативе пожилого человека или воспитанника договор можно расторгнуть.
В заключении необходимо отметить, что ни одно из направлений в отдельности не способно решить проблемы. Нужна именно система, направленная на обустройство тех, кто уже находится в трудной жизненной ситуации, обеспечение их наиболее целесообразного развития, воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной и семейной жизни. Эти дети-сироты сегодня – потенциальные родители в будущем. Важно не только вырастить их, но и подготовить к нормальной семейной жизни.