Проблемы правового регулирования социальных выплат и льгот
Одной из проблем организации социальных выплат и льгот в Российской Федерации является сложность правового регулирования — только на федеральном уровне они регулируются более 400 нормативными правовыми актами (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). Проблемы правового регулирования социальных выплат и льгот дополняются нестабильностью действующего законодательства, что является следствием и объективных, и субъективных причин. Объективные — серьезные системные изменения, происходящие в нашей стране, поиск наиболее адекватной финансовой модели социального обеспечения с учетом национальных
Таблица 6.2.1. Минимальные нормы социального обеспечения в соответствии с Европейским кодексом социального обеспечения
и исторических особенностей, субъективные — просчеты, допущенные ранее при проведении реформ. Сложность правового регулирования приводит к ухудшению администрирования социальных выплат, нередко "распылению" средств, сложности реализации прав граждан, которым просто сложно разобраться в соответствующих нормативных правовых актах.
Критерии эффективности механизма финансирования социальных выплат и льгот
На эффективность используемого в государстве механизма финансирования социальных выплат и льгот оказывают влияние разнообразные факторы: выбранная модель экономического развития, проводимая социальная политика и модель социального обеспечения граждан, национальные особенности, стадия развития экономики и пр.
При этом (особенно это подчеркивается в зарубежной экономической литературе) государство рассматривается как полноправный субъект хозяйствования наряду с частными фирмами и домохозяйствами, который должен реализовать возложенные на него социальные функции в полном объеме и с необходимой степенью экономической эффективности. Последняя предполагает оценку реализации принципа "value for money", т.е. насколько качество предоставляемой услуги соответствует сумме средств, потраченных на ее производство и реализацию конечному потребителю. Однако на практике эффективность социальных выплат и льгот, финансируемых субъектами власти за счет бюджетных средств и средств внебюджетных (специальных) фондов, с позиций государства часто определяется как оптимальное соотношение между совокупной величиной государственных (муниципальных) расходов на обеспечение социальных выплат и льгот и потенциальным количеством получателей. В этом случае речь идет об установлении оптимального для государства размера социальных выплат и льгот в расчете на одного получателя с учетом финансового потенциала (финансовых возможностей) соответствующего субъекта власти.
Определение эффективности социальных выплат и льгот С позиций субъекта власти включает:
• оценку полноты выплат (поскольку расходы на социальные выплаты фиксированы по размеру и являются приоритетными вне зависимости от наполнения бюджета доходами);
• оценку степени доступности и полноты использования льгот соответствующими категориями получателей;
• качественную составляющую результата — своевременность (соблюдение сроков) их начисления и перечисления, количество жалоб получателей, количество ошибок при начислении и т.д.
Если результат достигнут, т.е. выплаты произведены в полном объеме, льготы предоставлены своевременно, ошибок и жалоб со стороны получателей нет, то эффективность социальных выплат и льгот высокая. Но если есть какие-либо сбои в предоставлении выплат и льгот, то государственные (муниципальные) расходы на социальные выплаты осуществлены неэффективно. Если даже результат достигнут, но организационные проблемы привели к большому количеству жалоб со стороны получателей, можно также оценивать эффективность таких расходов как низкую.
Проблема обеспечения "качества" социальных выплат и льгот может на практике решаться путем выбора оптимальной модели их предоставления. Так, например, реализуя принцип адресности предоставления социальных выплат семьям, имеющим детей, государство может трактовать его двояко: адресность как принадлежность к определенной категории населения (в данном случае — семья, имеющая детей) или адресность как нуждаемость в дополнительных социальных выплатах на детей. В первом случае (европейская модель) детские пособия будут предоставляться всем семьям, имеющим детей, без учета степени нуждаемости (часто такие пособия имеют небольшую величину и не оказывают существенного влияния на уровень доходов домохозяйства), а во втором (американская модель) — только тем семьям, доходы которых находятся ниже определенного уровня (как правило, ниже прожиточного минимума).
Для получателя социальных выплат и льгот важным показателем их эффективности является уровень замещения выпадающих доходов в результате наступления соответствующего события (временная нетрудоспособность, инвалидность, старость, потеря кормильца и пр.). Если для получателя социальная выплата является практически основным доходным источником (например, пенсия для пенсионеров, инвалидов, детей-сирот; пособие по временной нетрудоспособности), то эффективность такой выплаты будет определяться уровнем финансирования текущих потребностей получателя за счет социальной выплаты и показателем качества жизни индивида.
Важной проблемой при оценке эффективности расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на социальные выплаты и льготы является сохранение высокого показателя разницы в доходах отдельных групп населения; так, по данным Росстата, коэффициент Джини составляет 0,413 даже с учетом социальных выплат и льгот, при этом этот показатель растет с 1995 г.
В российской и мировой практике основные инновации в области механизма финансирования социальных выплат и льгот связаны с внедрением электронных форм подачи заявления о назначении того или иного пособия, получением информации в электронном виде о состоянии пенсионного счета (счета по социальному страхованию), осуществлением платежей в электронном виде. "В условиях нехватки финансовых ресурсов ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) дают администраторам социального обеспечения возможность снизить затраты и распоряжаться ресурсами более эффективно"[1].