Проблемы определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности
В пауке современного международного права складываются доктринальные определения форм и направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. Авторами высказываются различные мнения по их выделению.
Относительно форм международного сотрудничества в указанной сфере позиции ученых разделились.
А. Г. Волеводз выделяет основные формы международного сотрудничества в борьбе с преступлениями, каждая из которых присуща деятельности определенных органов государственной власти[1]:
— установление преступности и наказуемости в уголовном порядке определенных общественно опасных деяний (криминализация), относящееся к компетенции органов законодательной власти;
— законодательное формирование правовых основ организации и деятельности правоохранительных органов и судов, процессуального порядка оперативно-разыскной деятельности, уголовного судопроизводства, пенитенциарного и постпенитенциарного воздействия (компетенция органов законодательной власти);
— учреждение и формирование на основе действующего законодательства специализированных (правоохранительных и иных) органов и судов (компетенция органов законодательной и исполнительной власти);
— непосредственное пресечение готовящихся или совершенных преступлений, в том числе и путем проведения в необходимых случаях оперативно-разыскных действий (компетенция органов исполнительной власти);
— расследование преступлений в досудебных стадиях уголовного судопроизводства (компетенция органов исполнительной власти, а также, с учетом особенностей внутригосударственного права, иных органов, примером которых может служить прокуратура);
— осуществление уголовного преследования, рассмотрение по существу уголовных дел, назначение наказания лицам, виновным в совершении преступлений, в порядке уголовного судопроизводства (компетенция органов судебной власти — при участии органов исполнительной власти);
— исполнение уголовных наказаний (компетенция органов исполнительной власти);
— постпенитенциарное воздействие (компетенция органов исполнительной власти);
— предупреждение преступлений и координация деятельности правоохранительных органов и борьбы с преступностью в целом (компетенция органов исполнительной власти — при участии других ветвей власти);
— материальное и иное обеспечение деятельности по борьбе с преступностью (органы всех ветвей власти — в части, установленной действующим законодательством).
Р. А. Каламкарян и Ю. И. Мигачев обозначают формы международного сотрудничества в борьбе с преступностью, такие как: координация действий по борьбе с преступностью; заключение договоров о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера; правовая помощь по уголовным делам; совместные меры по пресечению преступных действий и привлечению виновных к ответственности[2].
В. Г. Тихиня и Л. В. Павлова добавляют к данным формам обмен информацией, предоставляемой органами юстиции заинтересованных государств, касающейся действующего законодательства относительно конкретных уголовных преступлений, а также информацией о готовящихся или совершенных преступлениях, оперативно-разыскных мероприятиях, и оказание профессионально-технической помощи, что выражается в проведении совместных, заранее согласованных операций по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, согласованных следственных действий, направление экспертов-специалистов для оказания помощи в разработке мер по борьбе с отдельными преступлениями, предоставление технической помощи в рамках международных организаций (ООН, Интерпол)[3] .
П. Н. Бирюков относит к формам международного сотрудничества в рассматриваемой сфере:
— обмен представляющей интерес информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах;
— исполнение запросов о проведении оперативно-разыскных и следствен н ы х мероприятий;
— розыск лиц, скрывающихся от уголовного преследования или исполнения приговора[4].
По мнению Р. X. Кубова, наиболее эффективными формами практической деятельности правоохранительных органов в рамках международного сотрудничества государств — участников евразийских сообществ являются:
1) участие в создании и гармонизации международного законодательства в сфере борьбы с преступностью;
2) проведение рабочих встреч с представителями правоохранительных органов зарубежных стран, участие в международных конференциях и совещаниях;
3) обмен оперативной информацией; исполнение запросов общего и конфиденциального характера;
4) проведение совместных оперативно-разыскных и профилактических мероприятий, а также широкомасштабных целевых специальных операций;
5) розыск лиц, находящихся в межгосударственном розыске, их экстрадиция или депортация.
В связи с этим к основным формам международного сотрудничества компетентных органов в борьбе с преступлениями целесообразно отнести:
• обмен информацией путем направления и исполнения запросов об оказании содействия в проведении проверочных действий в отношении юридических и физических лиц;
• взаимодействие по вопросам проведения оперативно-разыскных мероприятий, согласованных и скоординированных операций, направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений;
• осуществление координации научно-исследовательской деятельности по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества, включая создание рабочих групп, обмен представителями, экспертами;
• организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам борьбы с экономическими преступлениями;
• оказание правовой помощи по уголовным делам. Основные организационные формы такого сотрудничества:
— проведение по единой методике совместных исследований наиболее актуальных для практики проблем, например по борьбе с контрабандой, перекрытию канатов распространения контрафактной продукции и др.;
— разработка проектов модельных законодательных и иных нормативных актов;
— подготовка и издание совместных научно-практических комментариев конвенций, соглашений;
— взаимный обмен научными планами, результатами исследований, опубликованными работами;
— издание совместных информационных бюллетеней по новым методическим разработкам;
— взаимные стажировки, проведение семинаров;
— установление на постоянной основе научного сотрудничества между научно-исследовательскими и учебными учреждениями правоохранительных органов государств — участников Совета Европы, ЕС, СНГ, Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества и др.
Международное сотрудничество по борьбе с преступностью, по мнению С. В. Черниченко[5] и Е. Г. Ляхова[6], осуществляется в двух основных формах: в рамках международных органов и организаций (межправительственных и неправительственных) и на основе международных соглашений.
К основным источникам (формам), составляющим правовую основу сотрудничества государств в рассматриваемой сфере, относятся:
а) многосторонние международные соглашения (например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, другие конвенции о борьбе с отдельными видами преступлений (наркотики, терроризм, торговля оружием и т.п.));
б) региональные международные соглашения (к примеру, Европейская конвенция о пресечении терроризма);
в) договоры о взаимной правовой помощи по уголовным делам и экстрадиции (например, соглашения, подписанные европейскими государствами);
г) двусторонние соглашения (к примеру, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам);
д) соглашения — учредительные документы международных органов и организаций, занимающихся вопросами борьбы с преступностью (Устав Интерпола; Римский статут МУС и др.);
е) межведомственные соглашения (например, договоры МВД России с соответствующими ведомствами других государств о сотрудничестве);
ж) национальное законодательство, прежде всего уголовные и уголовно-процессуальные кодексы и иные уголовные законы.
Мировой практикой выработаны и четко разграничиваются определенные виды (направления) международно-правового сотрудничества по уголовным делам, каждый из которых представляет собой неотъемлемую, но в то же время относительно самостоятельную его часть. Таковыми являются: правовая помощь, выдача (экстрадиция), уголовное преследование не выданного лица (передача уголовного судопроизводства), а также передача осужденных для исполнения наказаний. Каждое из направлений международного сотрудничества в сфере противодействия преступности получило в той или иной степени международно-правовую регламентацию в соответствующих договорах.
Имеющиеся проблемы в международных отношениях вынуждают государства к сотрудничеству в рамках международных организаций. В качестве основных направлений такого сотрудничества можно назвать сотрудничество, связанное с правотворчеством (унификация и гармонизация национальных правовых систем), а также с правоприменением (деятельность компетентных органов по сбору информации, обмену ею, противодействию преступности и т.д.)[7].
Как указывает В. Н. Кудрявцев, международное сотрудничество в рамках международных организаций, и прежде всего ООН, осуществляется в следующих направлениях:
— содействие заключению международных договоров и соглашений по борьбе с международной преступностью;
— выработка общих международных стандартов преследования и наказания за совершение международных преступлений, преступлений международного характера;
— выработка рекомендаций но борьбе с общеуголовными преступлениями и консультативная помощь государствам с учетом того, что каждое государство ведет эту борьбу в пределах своей территории в соответствии с собственными социальными и экономическими условиями[8].
Л. Н. Гатенская справедливо отмечает, что сотрудничество в области борьбы с преступностью ведется по нескольким направлениям, таким как:
— признание опасности для сообщества государств определенных уголовных деяний и необходимости применения совместных мер для их пресечения;
— оказание помощи в деле розыска скрывающихся на чужой территории правонарушителей и передача их заинтересованному государству;
— помощь в деле получения необходимых материалов по уголовному делу;
— изучение проблем преступности и борьбы с ней, вопросов пенитенциарной системы;
— оказание практической помощи отдельным государствам в решении проблем преступности, изучении этих проблем;
— обмен информацией[9].
Ю. С. Ромашев и В. Е. Живарев[10] к основным направлениям сотрудничества государств в сфере противодействия международной преступности относят отдельные виды преступлений.
В. В. Альхименко и Ю. Н. Жданов в ходе анализа международной практики выделяют следующие основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:
1) выдача и оказание правовой помощи по уголовным делам;
2) заключение и реализация договоров о борьбе с преступлениями, представляющими международную опасность;
3) признание и исполнение решений иностранных органов по уголовным делам;
4) международно-правовое регулирование вопросов национальной и международной уголовной и уголовно-процессуальной юрисдикции;
5) разработка международных норм и механизмов, обеспечивающих защиту прав человека в сфере уголовного правосудия;
6) международное полицейское сотрудничество.
А. Н. Вылегжанин, М. Ю. Колосов и Р. А. Колодкин применительно к сотрудничеству государств в сфере противодействия преступности на основе международных соглашений выделяют три основных направления, имеющих соответствующую международно-правовую основу:
— признание определенных действий в качестве преступных и особо опасных, осуществление совместных действий с целью их пресечения (на универсальном уровне — Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, и др.; на региональном — Европейская конвенция по борьбе с терроризмом, Шанхайская конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и др.);
— оказание правовой помощи, в частности проведение таких мероприятий, как розыск предполагаемых преступников, представление необходимых материалов, установление местонахождения и идентификация лиц и предметов, исполнение запросов о проведении обысков и других мероприятий (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (в рамках СНГ); Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам; двусторонние договоры о взаимной правовой помощи);
— осуществление экстрадиции лиц, обвиняемых в совершении преступлений, или осужденных лиц для исполнения наказания (Европейская конвенция о выдаче). В случае, когда между государствами нет специального договора о выдаче, правовым основанием экстрадиции могут служить соответствующие международные конвенции по борьбе с отдельными преступлениями.
Среди иных направлений сотрудничества можно выделить обмен информацией, опытом, реализацию международных стандартов в области уголовного правосудия.
В. Н. Зимин выделяет следующие основные направления сотрудничества государств в борьбе с преступностью:
1) предотвращение и пресечение преступлений, в отношении борьбы с которыми заключены международные соглашения;
2) оказание правовой помощи по уголовным делам, включая выдачу (экстрадицию);
3) признание и исполнение решений иностранных органов по уголовным делам (в том числе передача лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного местожительства, передача органам другого государства надзора за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями, передача уголовного преследования другому государству или международному органу);
4) регламентация вопросов уголовной юрисдикции и защиты прав человека в сфере уголовного правосудия;
5) совместное изучение проблем борьбы с преступностью, обмен опытом по их решению;
6) оказание материально-технической и консультативной помощи (подготовка кадров, предоставление экспертных услуг, поставка специальных средств, техники и т.п.);
7) обмен информацией (например, оперативной, о нормативно-правовом регулировании)[11] .
С. В. Черниченко, С. В. Бородин и Е. Г. Ляхов выделяют следующие направления и формы международной борьбы с преступностью: обсуждение проблем предупреждения преступлений и обращения с правонарушителями; научно-информационный иомен опытом и знаниями в борьбе с преступностью; координация в договорно-правовом порядке борьбы с преступлениями, затрагивающими интересы нескольких государств, профессионально-технической помощи государствам в их борьбе с уголовной преступностью и терроризмом, выдача преступников (экстрадиция) и оказание правовой помощи по уголовным делам.
Приоритет того или иного направления международного сотрудничества в сфере противодействия преступности определяется международным сообществом или отдельными государствами, отражается в международно-правовом и внутригосударственном законодательстве и соответствующих организационных структурах конкретных государств с учетом общественной опасности, характера и распространенности преступлений, а также иных обстоятельств (политической конъюнктуры, экономического состояния, социального развития, религиозной ориентации, сложившихся традиций и т.п.).
В настоящее время формируются новые направления международного сотрудничества в сфере противодействия преступности. К таким направлениям можно отнести, по мнению П. А. Смирнова, международное сотрудничество I! сфере уголовного судопроизводства. В юридической литературе данное направление международного взаимодействия иногда обозначается также терминами "международное сотрудничество по уголовным делам", "международное сотрудничество в сфере уголовной юстиции", "международное сотрудничество в области уголовного правосудия" и даже "взаимное сотрудничество в деле судебного преследования обвиняемых".
Международное сотрудничество в сфере уголовного процесса можно определить как осуществляемую на основе действующих норм международного и внутригосударственного законодательства или в соответствии с принципом взаимности согласованную деятельность двух или более государств в лице своих компетентных органов и должностных лиц, а также международных организаций, реализуемую путем получения и оказания правовой помощи, выдачи (экстрадиции) лиц, осуществления уголовного преследования, а также передачи осужденных для исполнения наказаний в целях достижения назначения уголовного судопроизводства.
В связи с подписанием государствами — участниками СНГ Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г.[12] и наряду с набирающей обороты международной практикой применения норм названной Конвенции проходит процесс становления нового направления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства — передачи лиц для проведения принудительного лечения в государства их гражданства или постоянного места жительства[13].