Проблемы мотивации экономического поведения
Вопросы мотивации и целеполагания достаточно основательно изучены в мировой психологической науке. Однако, по мнению современных исследователей, "при всех достижениях в разработке данной темы существуют некие лакуны, белые пятна, освещение которых еще впереди. К данным пятнам со всем основанием можно отнести такую проблему, как экономическое поведение социальных субъектов"; "проблемы экономического поведения хозяйствующих субъектов, факторов, его определяющих, степени рациональности поведения в условиях меняющейся рыночной среды -это ключевые на сегодняшний день вопросы экономической науки, которые не имеют однозначного решения".
Экономическое поведение как частный вид человеческого поведения издавна вызывает интерес экономистов, психологов, социологов. Существуют принципиальные различия в подходах экономистов и психологов по его изучению. Экономическое поведение с точки зрения экономики рассматривается как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. Человек, в том числе его психологические особенности, интересуют экономиста в первую очередь как факторы экономического поведения и экономических отношений, которые влияют на экономическое поведение, которое с точки зрения психологии рассматривается как частный элемент человеческой жизни, далеко не единственный и не всегда самый главный. Психолога прежде всего интересуют причины, почему иногда человек ведет себя экономически целесообразно и рационально, а не в соответствии со своей человеческой природой, как проявляются индивидуальные психологические особенности людей в их реальном экономическом поведении, как влияют экономические условия на психологические особенности людей, взаимоотношения между ними.
Экономическое поведение - поведение, связанное с рассмотрением экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления, люди предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (а именно пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями).
В определении, принятом Международной ассоциацией исследователей в области экономической психологии (1А1ЕР), под экономическим поведением понимается поведение людей, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений.
В экономической литературе описаны различные модели экономического поведения. Его сущность рассматривается главным образом в рамках двух направлений мировой экономической мысли: классической и неоклассической теорий, с одной стороны, и институциональными и неоинституциональными концепциями - с другой.
С позиций классической и неоклассической экономической теории экономическое поведение рассматривается как полностью рациональное, осуществляющееся в условиях полноты информации и нацеленное на максимизацию прибыли.
Классики экономической мысли, начиная с Адама Смита - шотландского экономиста, ученого, философа и не прибегая к использованию самого термина, фактически обосновали и разработали исторически первую модель экономического поведения в концепции "экономического человека" ("Ноmо Economicus"). Суть данной концепции заключалась в том, что, действуя в экономической сфере, человек максимизирует собственную выгоду и минимизирует издержки, действия его при этом рациональны, разумны и рассудочны. Создание такой модели было обусловлено необходимостью исследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности индивидов и строится па признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта. Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
- приятность или неприятность самих занятий;
- легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
- постоянство или непостоянство занятий;
- большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
- вероятность или невероятность успеха в них.
Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор человека. Экономическое поведение человека определяют альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из его склонностей и предпочтений.
Таким образом, основной силой экономического поведения становится расчет на собственную выгоду. Смит называл это стремлением "улучшить свое положение" и утверждал, что подобный расчет, как правило, сопровождает нас на протяжении всей жизни, а простейший путь, который избирает большинство людей, чтобы улучшить свое положение, есть "увеличение богатства".
В отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений доминируют два базовых типа экономического поведения в контексте методологии Смита: дорыночный и рыночный.
Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат" или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат". Для людей с дорыночным типом экономического поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.
Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической активности людей, понимание ими того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активного населения.
Издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного, который характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдорыночного типа поведения в какой-либо социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.
В рамках неоклассической школы была окончательно сформирована модель экономического человека как индивида, максимизирующего полезность.
С точки зрения институциональных и неоинституциональных концепций экономическое поведение рассматривается как ограниченно рациональное, существенно зависящее от внешних социально-экономических норм и институтов, ограничивающих стремление человека к максимизации прибыл и.
Основные характеристики подходов зарубежных и отечественных экономистов к исследованию экономического поведения даны в табл. 8.4.
Таблица 8.4. Эволюция подходов к исследованию экономического поведения
Школа или направление экономической мысли |
Основные представители |
Вклад в развитие теории экономического поведения |
Классическое и неоклассическое направление экономической мысли Основные тезисы: рациональность экономического поведения хозяйствующих субъектов в условиях полной информации; максимизация прибыли в результате экономического поведения |
||
1. Основоположники экономической теории |
А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй |
Экономическое поведение рассматриваюсь как следствие "невидимой руки" рынка. Экономическое поведение призвано оптимально использовать имеющиеся факторы производства с целью максимизации прибыли |
2. Маржинализм |
А. Маршалл, У. С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас |
Математизация исследований экономического поведения индивидов и хозяйствующих субъектов. Принятие гипотезы о рациональности экономического поведения в качестве единственно правильной. Основной целью экономического поведения хозяйствующих субъектов признается максимизация прибыли, достигаемая в рамках краткосрочного и долгосрочного равновесия на рынке. Важнейшими факторами изменения экономического поведения признаются предельные экономические величины |
3. Кейнсианство |
Дж. М. Кейнс, Дж. Хикс, Ф. Хансен |
Декларируется принципиально высокая роль государства в регулировании экономического поведения хозяйствующих субъектов, особенно в период социально-экономических кризисов |
Школа или направление экономической мысли |
Основные представители |
Вклад в развитие теории экономического поведения |
4. Монетаризм |
М. Фридмен, А. Шварц, К. Бруннер |
Важнейшей детерминантой экономического поведения хозяйствующих субъектов, как и экономического поведения вообще, признается спрос на деньги |
5. Неоклассика |
Р. Солоу, П. Самуэльсон, Н. Калдор, Р. Харрод |
Дальнейшее развитие и многофакторное экономико-математическое моделирование теории рационального экономического поведения хозяйствующих субъектов |
Институциональные и неоинституциональные концепции Основные тезисы: наличие ограниченной рациональности экономического поведения; ведущую роль в формировании экономического поведения играют социальные нормы |
||
1. Экономическая теория К. Маркса |
Роль институтов используется Марксом в теории фабрики и теории первоначального накопления капитала. Экономическое поведение рассматривается в качестве функции взаимодействия уровня развития производительных сил и состояния производственных отношений в социуме |
|
2. Американский институционализм |
Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт |
Экономическое поведение организации рассматривается как функция социально-экономических норм и институтов. Рассмотрение влияния на экономическое поведение внутри хозяйствующего субъекта (в частности, отношений между рабочими и управляющими, управляющими и акционерами и т.п.). Признание существенного влияния техноструктуры корпорации на их экономическое поведение |
Школа или направление экономической мысли |
Основные представители |
Вклад в развитие теории экономического поведения |
3. Неоинституционализм |
Р. Коуз, О. Уильямсон, Д. Норт, Г. Гроссман |
Экономическое поведение хозяйствующих субъектов рассматривается как производная от структуры нрав собственности и контрактов, заключаемых организацией. Доминирующая роль в формировании экономического поведения организаций придается трансакционным издержкам |
4. Поведенческая экономическая теория |
Г. Саймон, X. Лайбенстайн, Р. Сайет, Дж. Мерч |
Признается ограниченная рациональность экономического поведения хозяйствующих субъектов, вызванная как неполнотой информации, так и когнитивными (познавательными) ограничениями субъектов экономической деятельности. В то же время хозяйствующие субъекты сами игроки активную роль в формировании институтов и норм |
Отечественная экономическая теория |
||
1. Советская политэкономия |
Развитие теории марксизма-ленинизма. Механистический подход к экономическому поведению хозяйствующих субъектов; декларирование минимума свободы организации на микроуровне |
|
2. Современные либеральные концепции |
Е. Т. Гайдар, А. Н. Илларионов, Е. Г. Ясин |
Развитие теории максимизации экономической свободы для достижения в рамках свободного рынка максимальной эффективности функционирования хозяйствующих субъектов |
3. Формирование "экономики переходного периода" |
Г. Б. Клей пер, Л. П. Кураков, Д. С. Львов |
Поиск национальных моделей экономического поведения. Актуализация проблем социальной ответственности экономического поведения хозяйствующих субъектов. Оптимизация свободы экономического поведения и государственного регулирования отношений |
Все экономические теории построены на предпосылке рационального поведения экономических агентов. Однако существуют иррациональные проявления человека в экономической жизни: добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра в лотерею и др. Наличие таких противоречий вызвало интерес к психологическим исследованиям экономического поведения людей.
Среди психологов проблемы экономического поведения одним из первых начал изучать французский ученый Габриэль Тард, который обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, микросоциального окружения) в регуляции экономического поведения. В 1902 г. им был опубликован двухтомник "Экономическая психология".
Немецкий психолог Г. Мюнстерберг проводил эмпирические, в том числе экспериментальные, исследования в области психологии труда и рекламы. В 1912 г. была опубликована его работа "Психология и экономическая жизнь".
Отцом экономической психологии в США считается Джордж Катона, который первый начал систематически применять психологическую теорию и методы к исследованию экономических проблем и сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) сделать покупку, но и от желания се сделать (психологической готовности). Дж. Катона предложил общую модель, включающую основные группы факторов экономического поведения (рис. 8.3) и которая определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредующих влияние внешних условий на экономическое поведение.
Рис. 8.3. Базовая модель экономического поведения Дж. Катоны
Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности уделяли С. Н. Булгаков (1871 - 1944.), П. Б. Струве (1870-1944), П. Н. Савицкий (1895-1965), А. В. Чаянов. Характерной особенностью российских работ является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам феномена хозяйствования: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами.
Современной отечественной социологией изучается экономическое поведение не только активных агентов хозяйственной жизни, т.е. предпринимателей, но также: процессы адаптации различных слоев и социальных групп к реалиям рыночной экономики; поведение в различных группах населения в связи с формированием рынка труда; экономическое поведение безработных, наемных работников приватизированных предприятий и вновь созданных частных фирм; трудовое и потребительское поведение как виды экономического поведения; устойчивые поведенческие модели и стереотипы; социокультурная специфика и этносоциальные особенности экономического поведения россиян.
Одним из современных российских исследований является работа профессора Ю. Я. Ольсевича "Психологические основы экономического поведения", в которой автор изучил причины экономического поведения человека, опираясь на анализ психологических основ экономического поведения, изложенных в трудах известных экономистов прошлого и современных нобелевских лауреатов по экономике, а также новейшие достижения естествознания, в частности на революцию в генетике, связанную с раскрытием в начале XXI в. генома человека.
По мнению Ю. Я. Ольсевича, изучению поведения людей в хозяйственной сфере препятствует нерешенность кардинальных проблем человеческой психики. Психика человека представлена противоречиво в основных концепциях психологии и экономической теории. В частности, экономисты разных направлений исходят из различных предположений относительно:
- непосредственной цели (мотива) хозяйственной деятельности: максимизация денежного дохода, максимизация благосостояния (полезности), сохранение достигнутого уровня того и другого;
- способности или неспособности людей принимать осознанные оптимальные (наиболее эффективные) решения;
- того, руководствуются ли люди принципом сотрудничества (кооперации) или принципом конкуренции (эксплуатации);
- вопроса, учитывают ли субъекты хозяйства только свои индивидуальные интересы или также и интересы социума;
- наличия или отсутствия в хозяйстве доверия между контрагентами;
- того, доминирует ли в хозяйственных решениях ориентация на прошлый опыт, на подражание текущей общей практике или на рациональные прогнозы будущих тенденций?
Анализ роли фактора рациональности в экономическом поведении человека позволил автору дать следующие количественные оценки. Наследственность определяет поведение на 50%, а "окружающая среда" - на остальные 50%. При этом не менее 40% из них следует отнести на счет "воспитанных" инстинктов и привычек. Тогда фактору "чистой рациональности" остается не более 10% суммарного влияния на поведение. Относительно возможности чисто рационального поведения вообще и в сфере экономики в частности Ю. Я. Ольсевич считает: "Для подавляющего большинства людей одностороннее стремление максимизировать свой денежный доход означало бы ограничение и даже подавление многих, если не большинства других инстинктов. Поэтому люди, как правило, и не ставят таких целей. Они ставят задачу заработать денежный доход, достаточный для обеспечения своего индивидуального психофизического баланса".
Анализ психологических и социологических трактовок экономических явлений, содержащихся в лекциях шести лауреатов Нобелевской премии - Амартья Сена (1998 г.), Дэниела МакФаддена (2000 г.), Джорджа А. Акерлофа (2001 г.), Джозефа Е. Стиглица (2001 г.), Даниэля Канемана (2002 г.) и Вернона А. Смита (2002 г.), позволил сделать следующие выводы:
- четверо из шести названных лауреатов считают опровергнутым представление классической и неоклассической теорий, будто в центре хозяйственных процессов находится индивид, сознательно максимизирующий индивидуальную полезность, а двое оставляют вопрос о мотивах экономического поведения открытым;
- все они отказываются считать, что принимаемые индивидами решения способны привести к эффективному ("очищающему рынок") равновесию;
- модель общечеловеческой психики, к которой склоняется (в неявной форме) каждый из лауреатов, существенно отлична от других, так что, критикуя неоклассическую модель, они не противопоставляют ей общую альтернативу.
Упорядоченно осмыслить огромное число вариантов экономического поведения, "которые до сих пор рассматриваются как сфера хаоса, случайности, непредсказуемости" позволяет предложенная Ольсевичем систематизация в виде выделения трех групп экзистенциальных потребностей и инстинктов и четырех социальных типов психики.
Характеристика трех групп экзистенциальных потребностей и инстинктов (структура психики) по Ольсевичу. Если объединить экзистенциальные потребности и инстинкты (врожденные черты психики), на которые указывают психологи, с теми врожденными "предрасположенностями", которые сравнительно недавно выявлены как генетически детерминированные генетиками, и разделить их на три группы, то можно получить общее представление о структуре человеческой психики.
Поскольку врожденные, генетически наследуемые черты психики являются продуктом естественного отбора в течение 5-6 млн лет истории предков современного человека, критерии классификации должны соответствовать критериям данного отбора. Это потребности и инстинкты, направленные:
- на выживание индивида, т.е. потребности индивидуализма. В число врожденных потребностей и инстинктов индивидуализма включаются следующие: питания, половой, самосохранения, присвоения, паразитирования, агрессии, ревности, мести, охотничий. К этой же группе относятся воспитанные инстинкты бережливости, чистоплотности;
- выживание рода, т.е. потребности социалитета. К врожденным потребностям и инстинктам социалитета относятся: материнства, доверия, кровнородственный, стадный, подражания, сотрудничества, справедливости, сострадания, общения, иерархии, лидерства. В число воспитанных потребностей и инстинктов этой группы входят: честности, религиозный, национально-этнический, воинственный;
- развитие того и другого, т.е. потребности развития. Врожденными потребностями и инстинктами развития являются следующие: свободы, поиска новизны, творчества, соревнования, целесообразности, игры, любопытства. К воспитанным относятся потребности и инстинкты: трудолюбия, мышления, целеполагания, самореализации.
Характеристика четырех основных социальных типов психики по Ольсевичу. По мнению большинства крупных экономистов, незначительное меньшинство в народе составляют капиталисты - люди, обладающие особым типом генетически унаследованной психики, определяющая черта которой - абсолютное доминирование потребности и инстинкта присвоения и накоплении богатства. Именно их имеет в виду неоклассическая теория, когда говорит об "экономическом человеке". Между состоявшимися и несостоявшимися капиталистами, с одной стороны, и остальным населением, с другой стороны, существует своего рода психологический барьер. Он состоит не в том, что остальное население не хотело бы максимизировать денежные доходы, а в том, что оно при этом не поступается другими своими жизненными потребностями - соблюдением интересов семьи, заинтересованностью в профессиональной работе, привязанностью к привычным условиям жизни и кругу общения и другими, а также в том, что оно органически не способно ради денег систематически переступать общепринятые нормы морали.
Подавляющее большинство населения является психически неоднородным, в нем можно выделить четыре качественно различных типа психики: один "равновесный" (обычно преобладающий среди населения) и три "доминантных", "тенденциозных": индивидуалистический, социэтарный и развивающий.
1. Индивиды с доминирующими индивидуалистическими наклонностями: такие люди стремятся стать мелкими предпринимателями, фермерами, а среди лиц наемного труда они стараются занять обособленное рабочее место (индивидуальный станок, автомобиль, компьютер и т.д.).
2. Индивиды с доминирующими социэтарными наклонностями стремятся к профессиональной деятельности в государственных и общественных организациях, в организациях социальной сферы, СМИ: они составляют ту часть фермеров и мелких предпринимателей, которая активно выступает за разные виды кооперирования, и ту часть наемных работников, которые ратуют за самоуправление предприятий.
3. Индивиды, в психике которых доминируют потребности в творчестве, развитии, концентрируются в сферах инновационно-конструкторской и научной деятельности, искусства и литературы. Ориентацию людей с доминантной психикой (т.е. с врожденными четко выраженными наклонностями), как правило, невозможно "переориентировать".
4. "Переориентация" возможна в отношении четвертой, самой большой группы людей - тех, у кого нет доминирующих наклонностей, чья унаследованная психика "уравновешена" и поэтому способна "колебаться" в ту или иную сторону. Именно на эти кратковременные и неглубокие колебания ориентированы рассуждения относительно поведения "экономического человека". Однако глубокие и долговременные межотраслевые сдвиги, вынужденные перемещения больших масс людей из одних сфер деятельности в другие могут иметь разрушительные последствия как для психики людей (поскольку разрушается их уклад жизни), так и для экономики, поскольку людям приходится менять занятие, соответствующее их психическому складу, на занятие, ему противоречащее.
Каждый из этих типов психики может быть разграничен на два "подтипа" с учетом уровня психоэнергетики и общих способностей - "элиту" и "массы".
Чтобы войти в "правящую элиту", необходимы природные качества:
- во-первых, высокий уровень общих природных способностей: психоэнергетики, интеллекта, воли, памяти, внимания, целеустремленности. Необходимы также природные задатки специальных способностей: организационных, технических, хозяйственных, военных и т.д.;
- во-вторых, необходимо обладать именно тем качественным типом психики, который преобладает в конкретной "правящей элите": ориентированной либо па индивидуализм, либо на социалитет, либо на развитие. Это означает, что в психике "кандидата в члены элиты" должны доминировать определенные экзистенциальные потребности и инстинкты.
Отсутствие высокого уровня общих природных способностей и природных задатков специальных способностей, а также несовпадение типа психики "претендента" с типом психики "элиты" либо вообще отсутствие врожденного типа психики сводит возможность попадания в "элиту" к минимуму.
По мнению Ю. Я. Ольсевича, эта (или подобная ей) систематизация при ее развитии, проверке и коррекции может в будущем послужить разработке психосоциальной матрицы общества, которая наряду с матрицей "затраты - выпуск" и системой национальных счетов, а также институциональной матрицей может послужить созданию реалистичных поливариантных "поведенческих" моделей.
Таким образом, выполненный в данном разделе обзор показывает многоаспектность, неоднозначность, многообразие существующих подходов и концепций, объясняющих мотивацию экономического поведения.