Проблемы коммерциализации результатов инновационной деятельности
Сегодня интеллектуальная собственность становится одним из важнейших объектов имущества компании, посредством которого реализуются имущественные товарно-денежные отношения в сфере создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности[1].
Это означает, что хозяйственный оборот интеллектуальной собственности на уровне хозяйствующего субъекта представляет собой экономико-правовую модель общественного рынка интеллектуальной собственности. Механизм хозяйственного оборота интеллектуальной собственности посредством сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений способен обеспечить единство спроса и предложения на результаты интеллектуальной деятельности, развитие научно-технических исследований, их промышленную реализацию, производство и потребление новых конкурентоспособных товаров и услуг, стимулируя тем самым процесс научно-технического прогресса и возрождение экономики России.
Сложность анализа отношений хозяйственного оборота интеллектуальной собственности в деятельности компании обусловливается также тем обстоятельством, что проблемы введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и ее использования в качестве имущества участников гражданского оборота проявляются в виде сложного комплекса развивающихся во времени правовых, экономических, финансовых, технических и социальных отношений, возникающих в разное время между различными субъектами рыночных отношений, имеющих порой противоположные интересы.
Поэтому необходимы выделение отдельных, имеющих собственные интересы, субъектов инновационной деятельности и анализ взаимоотношений между ними для поиска путей их эффективного регулирования в процессе коммерциализации интеллектуальной собственности.
Основными субъектами рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности являются[2]:
• органы государственного управления и контроля;
• предприятие, непосредственно осуществляющее создание и использование новых технологий в инновационной деятельности;
• авторы (создатели) новых технологий в виде результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, объектов промышленной собственности, объектов коммерческой тайны – "ноу-хау");
• инвесторы, участвующие путем финансирования в производственном цикле создания и использования интеллектуальной собственности и в организации промышленного выпуска новой продукции;
• производители-"конкуренты", выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;
• производители-"пираты", осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной деятельности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.
Местом, где возможно практическое столкновение (коллизия) интересов отдельных субъектов инновационной деятельности и осуществление контроля за объектами рыночных отношений, является потребительский рынок продукции (услуг).
Именно на рынке наиболее ярко и обостренно проявляются проблемы, возникающие во взаимоотношениях субъектов рынка при коммерциализации интеллектуальной собственности, различие и сходство их интересов.
По характеру проявления можно выделить три аспекта взаимоотношений[3]:
• технический, связанный непосредственно с материальными и нематериальными объектами промышленного производства продукции (услуг) на основе интеллектуальной собственности;
• финансово-экономический, связанный с потреблением продукции инновационной деятельности и соответствующим перераспределением финансовых средств;
• социально-правовой, связанный с моральными и юридическими нормами (законами) и традициями, которые необходимо учитывать (исполнять) в предпринимательской деятельности.
Наиболее сложными и наименее разработанными на практике являются финансовые отношения в условиях рынка и проблемы, связанные с регулированием отношений в связи созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, а также проблемы, связанные с инвентаризацией, документальным оформлением, оценкой и бухгалтерским учетом интеллектуальной собственности в качестве имущества предприятия.
Для того чтобы нивелировать или хотя бы снизить остроту этих проблем, требуется соблюдение правил управления интеллектуальной собственностью и условий ее корректной коммерциализации.
Перечислим главные условия коммерческой реализации объектов интеллектуальной собственности (в основу их были положены принципы патентного права):
• принцип свободы творчества как конституционный принцип;
• принцип исключительности прав патентообладателя;
• принцип соблюдения интересов как патентообладателя, так и общества;
• принципы инициативы и доверительного сотрудничества субъектов патентного права;
• принцип обязательной новизны объектов охраны;
• принцип охраны результатов только творческой деятельности;
• принцип обязательного государственного признания объектов охраны;
• принцип морального и материального стимулирования авторов.
При этом оценка потенциала коммерциализации объектов интеллектуальной собственности строится на следующем принципе: интеллектуальная собственность создает целый ряд затрат, которые должны быть противопоставлены ряду возможностей по генерированию дохода для тех, кто эксплуатирует эту интеллектуальную собственность[4].
Целесообразность патентования определяется целями использования интеллектуальной собственности. Можно выделить две основные цели использования объектов интеллектуальной собственности: продажа продукции собственного производства и продажа технологии как цели патентования. Критерии целесообразности патентования при этом включают:
• технический уровень объекта;
• экономическую эффективность;
• значимость конкретного изобретения в объекте техники;
• наличие ноу-хау;
• возможность доказательства нарушения патента;
• наличие рынка;
• наличие интереса конкурентов и т.п.
Соблюдение данных принципов и условий позволит снизить риски управления объектами интеллектуальной деятельностью в ходе их коммерциализации.
Рассмотрим способы коммерциализации интеллектуальной собственности. К числу основных способов относятся[5] следующие.
1. Инжиниринг. Это совокупность проектных и практических работ, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для осуществления проекта. Примером таких услуг являются:
• консультативные услуги, связанные с интеллектуальными услугами при проектировании объектов, разработкой планов проведения и контроля работ;
• технологические услуги, связанные с предоставлением заказчику технологий;
• строительные услуги, связанные с поставкой и монтажом технологического оборудования, строительством технологических линий и производств "под ключ".
2. Промышленная кооперация. Это форма коммерциализации технологий, когда обеспечивается интенсивный технологический обмен. При коммерциализации технологий в форме промышленной кооперации заключаются соглашения о производственной кооперации, в рамках которых помимо прямых или взаимных поставок (продаж и закупок) продукции или оказания услуг между сторонами создается длительная общность интересов, направленных на получение дополнительной взаимной выгоды.
3. Передача технологий в рамках совместных предприятий. Передача технологий в рамках совместных предприятий осуществляется тогда, когда заинтересованные партнеры из разных стран объединяют усилия, знания и опыт в производстве новой для данного рынка продукции с разделением совместного риска.
4. Техническая помощь. Это технические услуги и помощь, которые оформляются двумя способами:
• техническая помощь является главным предметом соглашения;
• техническая помощь включается разделом в соглашение о передаче технологии или поставках оборудования.
Особенность соглашений о предоставлении технической помощи состоит в том, что:
• объект контракта – "неосязаемый" товар – технические услуги, выполнение исследований, обучение и подготовка кадров;
• наличие элементов инжиниринговых услуг, подрядных работ, контрактов на аренду приборов и инструментов.
5. Франшизинг. Это мобильная и гибкая форма передачи технологий. Привлекательность франшизинга как формы коммерциализации технологии состоит в том, что франшизинг обеспечивает пробную эксплуатацию рынка, помогает определить реальную емкость рынка и потребности рынка. При этом такая форма коммерциализации нс создаст необходимости в больших капитальных затратах. По результатам франшизинга можно провести обоснование дальнейшей экспансии технологии на рынке, сделать вывод о целесообразности организации производства с применением инновационной технологии. Следующий за франшизингом этап сотрудничества – сделка по передаче технологии, например, закупка лицензии на производство и сбыт аналогичного товара на местном или региональном рынке.
6. Лизинг. Особенности лизинга применительно к коммерциализации технологии состоят в следующем:
• аренда прав и технологии;
• вероятность риска, связанного с нарушением прав третьих лиц. В большинстве лизинговых сделок патентные риски являются ответственностью арендодателя, если в контракте нет "патентной оговорки", регламентирующей взаимоотношения сторон в случае предъявления арендатору патентных претензий и исков от патентовладельца или исключительного лицензиата;
• арендатор имеет право использовать переданное ему ноу-хау по окончании срока аренды оборудования и технологии, если в контракте нет соответствующей оговорки;
• возможен лизинг лицензий: арендодатель покупает право использования патента на определенный срок и на определенной территории с нравом предоставления сублицензии и по лизинговому контракту передает это право в аренду арендатору, т.е. купленная лизинговой компанией лицензия передается арендатору в форме своеобразной сублицензии.