Проблемы формирования коммуникативной компетенции
Строительство гражданского общества сопровождается ростом самосознания – как индивидуального, так и группового (этнического, конфессионального, политического, социального). Различия – этнические, религиозные, социально-экономические – проявляются в формах поведения, образе жизни и составляют почву для нетерпимости (межэтнической, межконфессиональной, социально-экономической, межпоколенческой и политической).
Растущие социальные претензии и конкурентные отношения на фоне политической изменчивости и экономической нестабильности провоцируют агрессивность как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности, как самоцель, удовлетворяющую потребность в самореализации и самоутверждении.
На данном этапе демократизации нашего общества отсутствует государственная экспертиза материалов, представленных в СМИ и Интернете. Доступ низкопробной продукции существенным образом деформирует коммуникативное сознание. Представление о нормах межличностного, межэтнического, профессионального общения, формируемое в результате знакомства с некоторыми материалами, существенно сдвигается. Между тем многочисленные исследования доказывают, что деструктивное поведение детей и подростков нередко провоцируют компьютерные игры и фильмы.
В настоящее время общение молодежи стало более динамичным, появились новые формы и виды, которые не контролируемы, протекают без педагогического воздействия старшего поколения, отличаются сложностью и противоречивостью. Не обладая устойчивыми интересами, молодые люди легко перенимают не лучшие модели поведения и общения, считая их за норму.
В условиях образовательного процесса набор коммуникативных ситуаций, в которых вырабатываются навыки продуктивного общения, ограничен. На формирование коммуникативной культуры направлена Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы)", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629. Программа была создана как ответ на проблемы, которые стали реальностью современного дня.
Существенное внимание развитию коммуникативных компетенций уделяется в федеральных государственных образовательных стандартах. Предполагается, что в ходе освоения учебных дисциплин и включения во внеучебную работу учащийся научится:
– строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
– работать в группе, устанавливать отношения сотрудничества, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников.
Эти и другие умения будут способствовать продуктивной коммуникации личности в обществе при решении задач разного уровня сложности.
Теории общения
В нашей стране проблемой общения занимались Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. Б. Добрович, Я. Л. Коломинский, М. С. Каган, А. А. Леонтьев и др.
В научных трудах имеет место различие в представлениях о характере связи между общением и деятельностью:
– общение рассматривается как особый вид деятельности;
– деятельность выступает условием общения;
– общение является элементом деятельности;
– общение и деятельность – две стороны социального бытия.
Несмотря на различия в научных подходах, все ученые признают несомненную связь между общением и деятельностью, недопустимость их отрыва друг от друга при анализе социальных и межличностных отношений.
Г. М. Андреева, характеризуя структуру общения, выделяет три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, перцептивную, интерактивную.
Коммуникативная сторона – обмен информацией, межличностные контакты.
Перцептивная сторона – восприятие и понимание человека человеком.
Интерактивная сторона – обмен действиями, взаимодействие.
Все эти три стороны имеют свою специфику и должны учитываться в воспитании.
Во взаимодействии существенное место заминает как вербальная, так и невербальная коммуникация.
Вербальное (или речевое) общение – это "процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка" (В. Н. Куницына и др.). По мнению авторов книги "Межличностное общение", говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. На выбор речевых средств влияют индивидуальные особенности. Так, некоторые уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар.
Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи. Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами, которые должны быть доступны для понимания, интерпретированы.
В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.
1. Принцип кооперации предполагает, что вербальное общение должно:
– содержать оптимальное количество информации;
– соответствовать текущим целям общения;
– содержать правдивые высказывания;
– соответствовать целям и предмету разговора.
2. Принцип вежливости подразумевает выражение в речи тактичности, великодушия, одобрения, скромности, согласия, благожелательности.
Способом подачи информации при помощи речи является текст. Активно развивающаяся наука герменевтика исследует вопросы понимания (М. Бахтин). Понимание смысла того, что говорит другой, является в конечном счете пониманием, познанием другой личности.
Невербальная коммуникация. Необходимо учесть, что жесты, как и движения корпуса, чаще всего опережают ход высказывания, а не следуют за ним. Жесты можно подразделить на описательные (ход мыслей) и психологические (выражают чувства). Интересна в этом аспекте книга Аллана Пиза "Язык телодвижений", рассказывающая о значении поз, жестов, мимики человека, которые несут весомую долю информации. Особенностью языка телодвижений, по мнению автора, является то, что его проявления обусловлены импульсами нашего подсознания и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения.
Получают развитие исследования, посвященные организации пространства общения. Так, наука проксемика (основатель Э. Холл) занимается нормами пространственной и временной организации общения. Пространство общения – дистанция между взаимодействующими людьми, взаимная ориентация, наличие внешних барьеров. Ориентация – эго расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения "лицом к лицу" до "спиной к спине". Таким образом, корректной организации процесса общения способствует умение гибко варьировать тремя параметрами: дистанцией между общающимися людьми, взаимной ориентацией партнеров и целенаправленным использованием разделяющих собеседников внешних барьеров.