Проблемы и достижения в деятельности довоенного Интуриста

За весь комплекс обслуживания иностранных туристов, включая встречу и проводы, экскурсии и посещение театров и музеев, регистрацию паспорта, отвечало специальное бюро обслуживания Интуриста. Страсть к централизации любой деятельности сказывалась и на этой организации, поэтому в деятельности Интуриста брали верх то политические, то коммерческие соображения, что порождало специфические проблемы.

Конечно, даже самый высокий уровень услуг, которые мог обеспечить Интурист, не дотягивал до мировых стандартов. Частично сервисные неудобства искупались интересом иностранцев к экзотике первого в мире социалистического государства. Но дело было не только в недостатках материальной базы и выучке персонала. В деятельности Интуриста с самого начала боролись две установки. С одной стороны, это были коммерческие интересы страны, которая нуждалась в притоке иностранной валюты, и это заставляло следовать рыночным требованиям и конъюнктуре. С другой стороны, контакты с зарубежными гражданами привлекали повышенное политическое внимание и контроль силовых ведомств. Хотелось показать иностранцам, как хорошо и счастливо живут советские люди, но при этом любые контакты с "простыми советскими людьми" запрещались или жестко контролировались. От иностранных туристов зависел имидж страны, но им предоставлялась строго дозированная информация.

Особенно заметны стали эти противоречивые установки в преддверии Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. В довоенное время целью приезда в СССР могла быть либо деловая командировка, либо чистый туризм, поэтому за прибывающими иностранцами тщательно следили, чтобы они ни в коем случае не отклонялись от программы пребывания, утвержденного маршрута, избегали контакта с советскими гражданами. Решения по правилам приема и обслуживания туристов принимались на уровне политического руководства, а не экономическими службами. Известны решения ЦК ВКП(б), осуждавшие практику получения чаевых, призывавшие усилить привлечение туристов из богатых стран. Государственные структуры утверждали план по туризму, словно это было какое-то производство.

Политическая подоплека иностранного туризма усугублялась плотным надзором со стороны политических силовых структур – ГПУ, затем НКВД и МГБ. Ограничивалась информация об СССР, запрещалось отклонение от предписанного маршрута, экскурсоводам приходилось утверждать текст, которым сопровождались экскурсии. Во время экскурсий интуристам разрешалось фотографировать все, кроме фабрик, заводов, мостов, железнодорожных сооружений и переездов, аэродромов, пристаней, развалин, нищих, т.е. всего того, что считалось "стратегическими объектами" или "очернением советской страны". На границе при выезде они должны были предъявить фото- и киноматериалы в проявленном виде. Более того, если после посещения СССР появлялись книги, интервью, фильмы туриста, "порочащие советскую действительность", разворачивалась кампания по его дискредитации. Руководство Интуриста постоянно указывало на пропагандистскую составляющую в туристской деятельности среди иностранцев. Уделялось большое внимание рекламным материалам, презентации СССР как главной державы будущего мира (рис. 15.1). Своеобразие рекламных материалов Интуриста заключалось в том, что они продвигали не уровень сервиса в СССР или богатые возможности для рекреационного, лечебного или культурного туризма, главный продукт – социализм, советский образ жизни как основной экзотический объект туристского интереса. Это было своего рода рыночное "уникальное торговое предложение" – единственная в мире страна социализма.

Рис. 15.1. Рекламные плакаты Интуриста. 1930–1960-е гг.

Пропагандистские задачи и постоянный политический контроль ограничивали коммерческие возможности Интуриста. Мешала также практика принятия зарубежных делегаций, порой весьма многочисленных, "за казенный счет", хотя при этом использовалась инфраструктура Интуриста. В 1938 г. въезд иностранцев в СССР составил около 6 млн человек, из них только 2,5 млн были "настоящими" туристами (Воронкова, с. 203).

Тем не менее заслугой довоенного Интуриста было установление контактов с иностранными фирмами-перевозчиками, гостиницами, ресторанами. С 1934 г. Интурист начал работать с такими мировыми компаниями как American Express, Thomas Cook & Son, Бюро путешествий МЕР в Германии, Общество международных спальных вагонов "Вагон-Ли" во Франции. С международными партнерами приходилось разговаривать на языке рынка, добиваться выгодных контрактов. Пришлось осваивать и приемы туристской рекламы. Главным рекламным вестником для иностранных туристов, прибывающих в СССР, стал богато иллюстрированный глянцевый журнал SovietTravel с тиражом 10 тыс. экземпляров. Он распространялся через заграничные структуры Интуриста и полностью соответствовал международным рекламным принципам в туризме. В 1939–1940-е гг. состоялось несколько больших международных выставок, которые устраивал Интурист для продвижения имиджа СССР: в Нью-Йорке, Кенигсберге, Лейпциге, Варне и Пловдиве.

Важным показателем развития иностранного туризма в СССР являлось увеличение количества маршрутов, предлагавшихся Интуристом зарубежным гостям. Если в 1931 г. их было 12, то в 1936 г. число маршрутов достигло 26 (Советское Зазеркалье, с. 29). Маршруты предполагали посещение Москвы, Ленинграда, Киева, а также других крупных городов, в том числе в Крыму и на Кавказе. В интуристовские маршруты включались разработанные в прежние годы экскурсии на Ай-Петри в Крыму, по Военно-Грузинской дороге на Кавказе, по старым русским городам вокруг Москвы. Уникальными были и несколько эксклюзивных одноразовых проектов. В 1931 г. состоялась научно-туристическая экспедиция на ледоколе "Малыгин" к Новой Земле; в 1934 г. американский пароход "Виктория" с американскими туристами совершил морскую прогулку вблизи мыса Дежнева, где состоялась встреча с представителями советской стороны на пароходе "Урицкий" и т.п. (Советское Зазеркалье, с. 31). С 1933 г. ежегодно проводился театральный фестиваль, который также был ориентирован на интуристов. В 1935 г. Интурист впервые стал обслуживать транзитные паломнические и религиозные туры из Китая в Европу. В 1936 г. групповые поездки в СССР составляли более 36% всех прибывающих в страну (Советское Зазеркалье, с. 50).

В 1939 г. Интурист отмечал десятилетие своей работы. В числе наиболее ценных достижений называлась работа но презентации социалистического режима и советского образа жизни. Юбилейные документы отдавали предпочтение пропагандистской стороне деятельности Интуриста, оставляя в тени собственно развитие туризма как способа организации досуга и экономические цели работы с иностранными туристами.

Благодаря Интуристу в СССР сохранились некоторые традиции школы экскурсионного дела. Интурист самостоятельно готовил для себя кадры гидов-переводчиков. В отличие от западной практики советские гиды не ограничивались только сопровождением групп и переводом, от них требовалось знание того, что включалось в экскурсии для интуристов, умение отвечать на вопросы, которые касались жизни советской страны, культуры, политики, истории. Советские сопровождающие должны были улаживать проблемы, связанные с паспортными и режимными правилами посещения различных городов и регионов. Подготовка гидов-переводчиков велась на разного рода курсах, которые длились от двух-трех месяцев экскурсионной практики до восьми-девятимесячного обучения иностранным языкам. Несмотря на старания Интуриста, коммерческие правила сервиса прививались плохо, поскольку советские гиды не считали себя обслуживающим персоналом и строили отношения с интуристами в зависимости от состава группы и собственных представлений о своей задаче. Стандарты сервиса для гидов-переводчиков в СССР не действовали, поскольку от них требовалась прежде всего "активная политическая позиция". Репрессивные "чистки" конца 1930-х гг. не обошли стороной и Интурист, где также выявлялись "шпионы", "враги народа", а контакты с иностранцами вызывали повышенное внимание со стороны органов госбезопасности.

В 1939–1940-х гг. заезды иностранных групп с целью туризма в СССР практически прекратились. Работа Интуриста все более сводилась к организации деловых поездок и организации транзита туристов – до 80–90% в структуре всей деятельности организации (Советское Зазеркалье, с. 75). С началом Великой Отечественной войны деятельность Интуриста была свернута до минимума. Сохранилась только управляющая структура и небольшая часть кадров. Интурист обеспечивал обслуживание дипломатов, которые работали в СССР и немногочисленные деловые визиты в военное время.

Интурист также занимался выездным туризмом, хотя эта сторона деятельности по социально-политическим причинам не получила массового развития. В 1938 г. из СССР выехало 4,3 млн советских граждан по линии различных ведомств, по только около 1 млн являлись организованными туристами (Воронкова, с. 203).