Проблема жизненного пространства терроризма

Хотя современный терроризм действует глобально, ему нужны базы для подготовки боевиков, территории для отдыха, перегруппировки и т.д. Такие анклавы могут появиться в суверенных государствах в двух случаях. Первый — когда правительство страны прямо или скрыто поддерживает террористов, разделяя их цели, как это было в отношениях между "Аль-Каидой" и правительством талибов в Афганистане в начале 2000-х гг. Данный случай относительно прост, по крайней мере, в правовом отношении. Если правительство страны сознательно "оказывает гостеприимство" международным террористам, оно песет полноту ответственности за действия, которые предпринимают боевики с его территории. Военные действия США против режима талибов были реализацией законного права страны или коалиции стран на отражение агрессии и полностью соответствовали Уставу ООП.

Второй случай более труден и менее очевиден в правовом отношении. В мире достаточно стран, правительства которых настолько слабы, что не в состоянии обеспечить суверенитет на всей территории своего государства. Здесь можно говорить о неполном или "ограниченном" суверенитете. Когда часть территории не контролируется собственным правительством, там немедленно образуется анклав, который берут под контроль международные криминальные структуры и террористы. Надо признать, что количество таких анклавов быстро увеличивается. Достаточно упомянуть юг Ливана, часть Филиппин, северные о-ва Индонезии. Есть подобные анклавы в Судане, Алжире, Нигерии, Сомали и др. Рост напряженности в российско-грузинских отношениях в 2002 г. был вызван как раз претензиями России к грузинскому руководству, позволяющему чеченским боевикам использовать часть территории страны — Панкисское ущелье — как базу и плацдарм для проведения терактов в России.

Растущее количество таких анклавов ставит мировое сообщество перед необходимостью создания норм международного права, отвечающих на вопрос, как вести дело с правительствами, которые не контролируют ситуацию на своей территории, и самое главное, как ликвидировать "гнезда террористов", образованные на таких "ничейных" землях. В Стратегии национальной безопасности США 2002 г. предусмотрено право на превентивный удар. По сути, и формально Россия разделяет эту позицию. Наиболее ярким образцом преодоления этой ситуации являются войны, которые ведет Израиль против "Хезболлы", базирующейся на юге Ливана, а также военные действия Турции против курдов на севере Ирака. Однако встает правовая проблема: как ликвидировать расползающийся по миру международный терроризм и при этом не нарушать суверенитет стран, фактически дающих ему прибежище. Эта проблема в международном праве пока не решена, хотя ясно, что слабые правительства и "ограниченный суверенитет" некоторых государств не должны становиться непреодолимым препятствием в борьбе с международным терроризмом.

Источники финансирования терроризма

После теракта 11 сентября 2001 г. власти США заморозили 39 банковских счетов, принадлежавших организациям и частным лицам, по подозрению в финансовой поддержке терроризма. Оказалось, что лишь немногие из этих счетов были открыты в странах Персидского залива. Отсюда следует, что борьба с финансовыми спонсорами террористов технически более сложна, чем борьба, скажем, с базами террористов. Ведь спонсоры террористов живут в тех же странах и пользуются плодами той же цивилизации, что и борцы с терроризмом.

Задача пресечения финансовых потоков для международного терроризма с целью его банкротства — серьезный вызов мировой финансовой системе. "Хорошие" и "плохие" деньги и каналы, по которым они циркулируют, так тесно связаны и переплетены, что без болезненной "шоковой хирургии" отделить их друг от друга очень непросто. Мировая финансовая система, по праву считающаяся плодом и успехом развития постиндустриальной цивилизации, в руках террористов тоже может стать грозным оружием. Приходится признать, что она позволила международному терроризму тайно аккумулировать и передавать огромные средства. Террористы не испытывают недостатка в средствах. Такое положение далее нетерпимо. Еще не до конца ясно, какие изменения в мировой финансовой системе потребуются, но очевидно, что они должны быть весьма масштабными.