Проблема выбора между налоговыми и неналоговыми методами финансового регулирования при разработке и реализации финансовой политики
Дж. Стиглиц при описании разницы между позитивной и нормативной экономикой[1] приводит пример, когда в рамках нормативной науки задаются вопросом: "Если нас заботит максимизация национального дохода, то какая система — налогов или субсидий — была бы предпочтительнее? Или отказаться от обеих? И вновь, если желательно и то и другое, то каков уровень налогов и субсидий, который максимизирует национальный доход?" Именно такие вопросы мы ставим в данном параграфе.
Следует понимать, что широкое применение налоговых льгот в краткосрочной перспективе снижает уровень бюджетной обеспеченности, а значит, в этих условиях для применения неналоговых методов финансового регулирования необходимо увеличивать долговые обязательства публично-правовых образований.
Как отмечалось в 1 гл., мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВВП, вызванный увеличением государственных расходов на 1 пункт. В простейшей модели влияние первоначального изменения расходов государства аналогично влиянию изменения уровня инвестиций: мультипликатор государственных расходов оказывается равен 1/ (1 - MPC). Государственные закупки товаров и услуг (G) оказывают существенное влияние на объем производства и уровень занятости. В модели мультипликатора увеличение объемов государственных закупок вызывает увеличение объема производства на величину, равную произведению первоначального прироста государственных закупок и мультипликатора расходов, поэтому государственные расходы могут оказывать либо стабилизирующее, либо дестабилизирующее воздействие на объем производства на разных этапах делового цикла. Мультипликатор налогов меньше мультипликатора расходов на величину, пропорциональную предельной склонности к потреблению: мультипликатор налогов равен MPC х мультипликатор расходов.
И действительно, мультипликаторы государственных и муниципальных расходов в 2002—2012 гг. за редким исключением выше, чем мультипликаторы государственных и муниципальных расходов (см. табл. 1.1.2), поэтому в целом использование неналоговых методов стимулирования деловой активности имеет большее значение, чем налоговых, особенно в условиях кризиса и стагнации.
При отсутствии прибыли и в целом оборота в условиях затоваривания рынков или неплатежеспособного спроса со стороны внутренних покупателей или импортеров льготы по налогу на прибыль или косвенным налогам не будут содействовать поддержке субъекта хозяйствования. То же можно сказать об индивидуумах — если человек остался без основного дохода — заработка в результате сокращения, то вряд ли его спасут налоговые вычеты по подоходному налогу (в Российской Федерации — налогу на доходы физических лиц).
В экономическом обзоре ОЭСР по Российской Федерации в июле 2009 г. отмечалось: "Адресность предусматривает максимизацию бюджетного мультипликатора, что обычно предполагает увеличение расходов, возможно, в форме трансфертов испытывающим недостаток кредитных средств домохозяйствам и правительствам более низкого уровня, а не снижение налогов... В более общем плане, максимизация эффекта мультипликатора с точки зрения совокупного спроса требует скорее применение мер, связанных с расходами, нежели общих налоговых сокращений, поскольку в период рецессии частные агенты будут склонны направлять на сбережения значительную часть любых налоговых льгот"[2].
Таким образом, в сложной экономической ситуации предпочтение отдается неналоговым методам регулирования, но в рамках отдельных направлений финансового регулирования в одних случаях необходимо отдать предпочтение налоговым методам, в других — неналоговым, а в третьих — использовать комплексно и то и другое.