Проблема самосознания
Отражая окружающий мир в сознании, человек осознаёт и себя в системе мироздания, в системе общественных связей и отношений. Он отдаёт себе отчёт в том, что делает, что думает, что чувствует, как ощущает окружающую действительность. Индивид осознаёт себя как личность. Самосознание человека предполагает как выделение, так и включение своего "Я" в окружающий предметный и социальный мир.
Самосознание — это осознание человеком, как личностью, своего положения в обществе, целостная оценка самого себя в сравнении с окружающими, на основе собственного "Я", своих потребностей и способностей.
Формируется самосознание человека в процессе социализации, в процессе деятельности, посредством ощущения себя как личности, как субъекта общественных отношений. Человек постепенно приобретает черты индивидуальности, личности, персоны, взаимодействуя с другими людьми в ходе практической деятельности, в процессе общения. Формирование самосознания во многом зависит от того в каких условиях осуществляется деятельность человека, предполагающая соблюдение нравственных и правовых норм, общепринятых правил. Субъект должен научиться осознавать себя в социокультурной среде, созданной многими поколениями, а также в микросреде, то есть в той социальной нише, в которой он находится. В этом аспекте есть ряд исследований, посвященных поведению человека, осознанию себя в окружающей действительности. Они носят, в основном, социально-психологический характер, что не умаляет их значения для философского восприятия. В частности, интересна психологическая Я-концепция, предполагающая осознание человеком того, кто он в социуме, в коллективе. Эта концепция представляет интерес для анализа деятельности лидеров, представителей различных элитарных слоев общества. Я-концепция связана с восприятием собственного сходства с другими людьми и способностью индивида, в связи с этим, дать оценку своего поведения, своей деятельности. Люди с высокой сложностью Я-концепции, то есть объективного восприятия собственного сходства с другими людьми, стремятся к получению максимально возможной информации перед принятием решений, чем люди, обладающие низкой сложностью Я-концепции. Поэтому лидеры с высокой самооценкой менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют стабильные внутренние стандарты поведения, высокую степень самосознания. Деятели с низкой самооценкой оказываются более зависимыми от других людей и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения социального окружения. Самосознание таких людей неустойчивое, подвержено внешним факторам воздействия, они более склонны к поиску компромиссов, формальному взаимодействию.
Формирование самосознания связано и с рефлексией человека, то есть осмыслением им своих духовных и психических возможностей, осмыслением и оценкой того, как он сам выстраивает свою духовную деятельность. Духовный мир человека в зависимости от общественных условий и индивидуальных особенностей может формироваться как с нравственным знаком "+", так и с нравственным знаком "—", то есть быть как социально позитивным, так и социально негативным, что предметно отражается в деятельности человека, при достижении им поставленных целей.
Появление самосознания — это ответ на проявление общественных условий жизни, которые требуют от человека умения оценить свои поступки, слова и мысли с точки зрения определённых социальных, нравственных и юридических норм. Общественная жизнь со своими традиционными смыслами учит человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регуляция своей деятельности и расчёт результатов её говорит о том, что самосознающий человек берёт на себя ответственность за них как личность, как общественная персона.