Проблема подпорогового восприятия

Теория обнаружения сигнала Д. Грина и Дж. Светса, рассмотренная в предыдущем параграфе, очевидно утверждает, что воздействие сигнала на органы чувств регистрируется всегда, но не всегда результат такой регистрации доходит до уровня сознания воспринимающего субъекта. Иными словами, предполагается, что сенсорный сигнал может быть воспринят, но не осознан. Такое восприятие называют подпороговым или субсенсорным.

Возникает вопрос, могут ли репрезентации, отвергнутые на уровне сознания, как-то влиять на наше поведение?

Конечно, вне всякого сомнения эти неосознаваемые регистрации внешних воздействий так или иначе оказывают влияние на функциональное состояние организма, вызывая, например, состояние утомления. Такого рода влияние подпороговых сигналов в отечественной психологии довольно детально было исследовано в работах Г. В. Гершуни (1905–1992) и более поздних исследованиях E. Н. Соколова (1920–2008). Так, Г. В. Гершуни описал так называемую субсенсорную зону. Это тот диапазон стимуляции, которая по своей интенсивности оказывается достаточной для того, чтобы вызвать те или иные физиологические реакции организма, но недостаточна для ее осознания.

Однако более интересным представляется влияние таких подпороговых стимулов на всю психическую сферу человека. В связи с этим обычно вспоминают эффекты подпорогового восприятия, известные как "эффект 25-го кадра". О существовании таких эффектов впервые было заявлено в конце 50-х гг. прошлого века. Безработный специалист в области маркетинга Джеймс Вайкери сообщил в 1957 г., что им сконструирован особый проекционный аппарат, который способен демонстрировать специальные вставки во время просмотра кинофильма. Как известно, обычный кинопроектор эпохи звукового кино демонстрирует 24 кадра в секунду, что вызывает довольно достоверное ощущение движения на экране. Дж. Вайкери заявил, что его проекционный аппарат способен подмешивать к фильму дополнительный 25-й кадр. Но длительность демонстрации этого кадра значительно отличается от длительности демонстрации остальных кадров и составляет всего 1/3000 с. Таким образом, он якобы делал незаметным демонстрацию этого кадра для сознания зрителей. Тем не менее как сообщал Дж. Вайкери, в окрестностях кинотеатра, где работал такой кинопроектор, было отмечено существенное увеличение продаж прохладительных напитков и попкорна, которые и рекламировались с помощью этих дополнительных кадров. Назывались даже конкретные цифры повышения продаж: 18,1% для напитка Coca-Cola, и 57,5% для попкорна.

На основе такого рода данных Дж. Вайкери заявил о создании им новой науки, которая будет заниматься исследованиями "подсознательной рекламы".

Позже, правда, оказалось, что его сообщения не соответствовали реальным фактам. Никакого чудо-проектора на самом деле не существовало, никаких патентов на него не выдавалось, да и заявок на них от Дж. Вайкери тоже не поступало. Под давлением общественности Дж. Вайкери вынужден был скорректировать свои заявления, а затем и вовсе исчез, прихватив с собой крупную сумму денег. Спустя несколько лет, в 1962 г., Дж. Вайкери все же отыскали, и он окончательно признался, что все его заявления были сфабрикованы: он якобы просто хотел привлечь к себе внимание.

Несмотря на это, подобные истории породили целый ряд попыток научным путем выяснить, действительно ли неосознаваемые сенсорные воздействия могут оказывать влияние на наше поведение. Исследования в этой области до сих пор подвергаются серьезной методологической критике. Сами их результаты довольно противоречивы и в целом неоднозначны. Тем не менее можно говорить о сложившейся экспериментальной парадигме изучения такого рода эффектов. Она получила название методики преднастройки, или прайминга.

Суть метода состоит в следующем. Испытуемому предъявляют, как правило, на очень ограниченное время сигнал (картинку или слово), который тут же подвергается очень жесткой обратной маскировке. Далее идет предъявление целевого стимула, картинки или слова, который испытуемый должен обработать тем или иным образом, например оценить, насколько ему приятна эта картинка, или является ли данная последовательность символов словом или не является.

В результате экспериментальных исследований более или менее надежно было описано два основных эффекта прайминга (преднастройки): эмоциональный и семантический. В первом случае отмечается, что если слово или картинка, которые были подвергнуты жесткой обратной маскировке и поэтому не осознаются испытуемым, обозначали что-то эмоционально приятное или неприятное (скажем, это могла быть фотография котенка или изуродованного трупа), оценка тестового стимула менялась по сравнению с контрольным условием, в котором стимул-преднастройка не предъявлялся вовсе. В случае семантического прайминга испытуемые быстрее реагируют на тестовое слово, если ему предшествует слово, близкое по смыслу, которое, тем не менее, сознательно не воспринимается вследствие обратной маскировки. Этот эффект не зависит от того, предъявлялось ли слово-преднастройка на подпороговом или надпо- роговом уровне (Balota, 1983).

Таким образом, можно сказать, что неосознаваемые воздействия действительно оказывают влияние на познавательные и эмоциональные процессы. Однако степень такого воздействия, по-видимому, незначительна.