Проблема подготовки кадров для разработки государственной политики
Использование синергетической стратегии предполагает наличие разнообразных структур для разработки государственной политики, которые образуют открытую сеть госрегулирования, функционирующую на синергетической основе. В этой сети допускаются и поощряются элементы здоровой конкуренции. Условно можно выделить два вида подразделений в комплексе госрегулирования:
1) группы по разработке государственной политики при министрах и руководителях, ответственных за принятие решений;
2) научно-исследовательские организации и аналитические центры, уделяющие основное внимание разработке государственных программ и других долгосрочных политических документов и решений.
Эти структуры должны функционировать па некотором удалении от текущей политической жизни, чтобы иметь возможность независимо заниматься углубленной разработкой долгосрочных документов. Вместе с тем им необходимо взаимодействовать и обмениваться информацией.
В системе госрегулирования должны работать эксперты самой высокой квалификации, специализирующиеся в таких областях, как принятие решений, политическая и экономическая аналитика, политическая и экономическая прогностика, социологический анализ, системный математический анализ, статистика, политическая психология, PR-технология, госрегулирование.
В канцелярии главы правительства целесообразно наличие подразделения из 15–17 человек, занимающихся разработкой государственной политики. Аналогичные подразделения в основных министерствах и ведомствах могут иметь меньшую численность (8–10 сотрудников). Кроме того, в решении этих вопросов должно быть задействовано хотя бы одно крупное государственное научно- исследовательское учреждение с "критической массой" специалистов в 30–50 человек. Эксперты ООН считают необходимым поощрять организацию негосударственных независимых аналитических и исследовательских центров по вопросам общественной политики, чтобы иметь большой спектр альтернативных решений по наиболее важным общественным проблемам.
Сегодня многие страны обладают большим опытом в области госрегулирования и разработки государственных программ. Так, в Великобритании и Северной Ирландии созданы специальные подразделения по государственному регулированию, подчиненные премьер-министру и кабинету. Вместе с тем опрос, проведенный экспертами ООН среди президентов и премьер-министров 34 государств, показал, что в большинстве случаев они недовольны профессиональным уровнем своих экспертов и качеством программ.
Вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для системы госрегулирования и разработки эффективной государственной политики – актуальная проблема для многих стран. Специалисты считают, что наиболее быстрый и эффективный путь ее решения – принятие государственной программы аспирантской подготовки в ведущих университетах по таким специальностям, как политическая аналитика, политическая прогностика, госрегулирование и разработка государственных программ, принятие решений. Например, специальные учебные программы подготовки аспирантов в области государственной политики уже введены в Японии, во Франции, на Филиппинах. Целесообразно также создавать национальные колледжи, в которых политические деятели в течение двух недель могли бы знакомиться с новейшими рекомендациями в области разработки государственных программ. В экспериментальном порядке в высших учебных заведениях Бразилии организовано обучение политиков современным подходам к политическому проектированию.
Эксперты подчеркивают особый междисциплинарный характер знаний, необходимых специалистам в области госрсгулирования: от истории до математики, от теории принятия решений до этики, от социологии и статистики до философии. Хотя эксперты по этим и другим дисциплинам могут предоставить значительный объем информации, необходимой для групп по разработке государственных программ, особое значение придается подготовке специалистов, обладающих профессиональными навыками в области прикладного использования обширной междисциплинарной информации для решения наиболее важных проблем.
Эксперты ООН рекомендуют признать специалистов в области разработки государственной политики высшей элитой в рамках государственной службы и подчеркивают, что для них "необходимо создать особые возможности служебного роста, условия для непрерывного процесса обучения и накопления всестороннего опыта".
Сегодня мир вступил на путь кардинальных изменений системы госрегулирования. Отрасли современной науки: информатика, кибернетика, политология, социология, статистика – готовы предоставить в распоряжение государственных деятелей свои достижения, чтобы сделать процесс общественного развития более управляемым. Однако для эффективных преобразований в области госрегулирования требуются не только знания и информация: необходимы государственная воля и активные усилия общественности.