Проблема консолидации и конкуренции элит
Очевидно, что элиты в современном обществе имеют сложную структуру. Элиту нельзя рассматривать как некую арифметическую сумму власть имущих, это более сложное образование, основанное на глубоких внутренних связях входящих в него лиц. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладанием рычагами реальной власти, стремлением сохранить свою монополию на них и не допустить к ним другие группы.
Их взаимосвязь обнаруживается в таких явлениях, как одинаковое социальное происхождение, пересекающееся членство в престижных клубах, совмещенное директорство в важнейших благотворительных, образовательных и культурных организациях, возможность получения лучшего образования, стремление к сохранению своей идентичности и т.д.
К примеру, политическая и экономическая власть настолько тесно переплетаются друг с другом, что их носители составляют своего рода единую корпорацию. Субъекты – как собственности, так и власти – перемещаются из одной сферы в другую с необыкновенной легкостью. Многие авторы не без оснований указывали на внутреннюю динамику элиты, повышенную стабильность административной верхушки, постоянное стремление разных групп элиты сотрудничать и даже слиться с политической элитой, политическим классом.
Как отмечал Р. Миллс, "люди, составляющие элиту, – это не просто те, кто имеет больше всех; они не имели бы “больше всех”, если бы они не занимали свои особые позиции в важнейших социальных институтах, ибо эти институты являются непременными основами власти, богатства, престижа и в то же время главным орудием осуществления власти, приобретений и сохранения богатства, реализации самых высоких притязаний на престиж"[1].
Власть и могущество приобретают дополнительные вес и влияние в сочетании с другими социальными, научными, культурными, информационно- идеологическими и иными институтами.
Для демократической формы правления характерна динамическая циркуляция элит во властной системе. Это определяется такой отличительной особенностью демократии, как плюрализм элит. Именно на этой основе возникла теория демократического элитизма, суть которой состоит в том, что ни одна входящая в общенациональную элиту группа не обладает возможностями и ресурсами для оказания определяющего влияния на все области жизни общества.
В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Их сущностные составляющие в современном демократическом обществе определяются не столько наследственными или сугубо экономическими, сколько социально-психологическими, умственными, моральными, профессиональными, организационными и прочими характеристиками. Об этом свидетельствуют социальный, политический, культурный, конфессиональный, идеологический плюрализм и иные его формы.
Элитные группы могут пополнить выходцы из средних и низших слоев населения. Например, так называемая американская мечта пробиться, как говорится, "из грязи – в князи" отнюдь не является неким идеолого-пропагандистским клише. Она с самого начала основывалась на многочисленных примерах продвижения выходцев из беднейших слоев населения на высшие ступени социальной и политической лестницы. Американцы определяют такой рывок выражением "из грязи – в миллионеры".
Тем не менее имеет место постоянная конкуренция между различными элитными группами за власть и влияние в каждой из сфер, тем самым создавая внутренний механизм сдержек и противовесов.