Проблема качества образования
Поддержание образования на высоком уровне – важное условие динамичного развития общества. Высокоразвитые индустриальные государства достигли впечатляющих успехов в образовании. В них неуклонно поднимается среднестатистический (медианный) уровень образования. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95% взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование. В США к 1985 г. полное среднее образование имело свыше 80% взрослого населения. Известный прогресс наблюдается в особо неблагополучных регионах и государствах. С 1999 по 2004 г. в африканских странах к югу Сахары охват обязательным начальным обучением вырос на 27%, в странах Южной и Западной Азии – на 19%.
Но успехи образования отнюдь не безоговорочны. В начале III тысячелетия в мире насчитывалось около 800 млн неграмотных. Не получают обязательного начального образования 14% детей школьного возраста. Подъем планки минимального обучения породил развитие нового явления – функциональной неграмотности. Функционально неграмотным считается человек, который прошел курс обязательного школьного обучения, но не владеет навыками чтения, письма, счета в той мере, в которой это необходимо для решения проблем повседневной жизни.
Больной вопрос – снижение показателей качества образования. В США на рубеже XX–XXI вв. только 25% выпускников средней школы получали полноценное образование. Остальные никогда не изучали алгебры и тригонометрии, географии и иностранного языка, физики и химии. Отсев учащихся в мировой школе охватывает все социальные слои. Формы отсева различны: второгодничество, прекращение учебы во время учебного года, завершение обучения без получения квалификационных документов.
Большинство педагогов убеждено, что существуют пути массового качественного обучения. Они считают, что школе по силам организовать такое обучение. "Все учащиеся в состоянии успешно учиться, если их учить квалифицированно", – такой оптимистический вывод сделан, например, в докладе, представленном в 1983 г. в американском конгрессе. Многие ученые выступают за повышение качества образования, но опасаются его чрезмерной стандартизации, усложнения, недоступности для большинства учащихся, недостаточного учета интересов личности. В связи с этим одним из наиболее эффективных путей повышения качества образования называется диверсификация (дифференциация) обучения. Она означает широкий спектр учебноорганизационных мер, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества. Системы образования должны снизить социальную уязвимость детей из низов общества. Предлагается предусмотреть облегченные курсы для слабых учащихся, организовывать классы с сокращенным числом школьников и т.д.
Одним из примеров теоретических поисков, касающихся дифференциации обучения, могут служить идеи французского педагога Ф. Мерье. Ученый предложил модель дифференцированной педагогики, которая включает три основных элемента: четкая постановка цели обучения, инициация "умственных операций" учащегося, применение учащимися личной, наиболее эффективной стратегии обучения. Последний элемент включает, в частности, выбор приемов приобретения знаний (синтетический, аналитический, рефлексивный, импульсивный), выбор организации обучения (один, в паре, группой), степень вмешательства учителя (строго под руководством преподавателя, редкая помощь педагога).
В поиске повышения качества и эффективности образования американские педагоги Джон Кэрролл, Маделен Хантер и другие ученые предложили в 1960–1990-е гг. ряд проектов: эффективной школы, фиксированного образовательного результата, полного усвоения знаний и др. Проекты предусматривают стимулирование и поощрение, мотивацию уверенности учащихся, ясные критерии оценки успеваемости, стабильность кадров учителей, рекламирование успехов лучших учеников, сотрудничество и коллегиальность педагогов, соблюдение порядка и дисциплины, систематичность и организованность классных занятий, индивидуальное обучение, участие родителей и общественности в работе учебного заведения, самооценки учащихся, достаточное и вариативное время для обучения каждого школьника и пр. Предлагалось преподавать на адекватном уровне познавательной трудности, контролировать учебные результаты путем повторного обучения, полного освоения материала. Рекомендовалось сосредоточиться на задачах улучшения руководства учебным заведением, повышения квалификации учителей, создания комфортного морального климата в школе.
В США разрабатывают общенациональные планы улучшения качества образования. Один из последних – амбициозный Проект 2061 – "Наука для всех американцев" (1986), завершение которого планируется к середине III тысячелетия. Цель проекта – повышение научной образованности американской нации. Речь идет о естественно-научном, техническом и математическом образовании. Предусмотрено обеспечить достижение учащимися ряда целей: усвоение сущности естествознания, математики, техники, сведений о Вселенной, разнообразии форм жизни, воздействии культуры на поведение человека, развитие образного мышления.