Проблема истины в гносеологии

Понятие истины всегда находилось в центре внимания философских дискуссий, начиная с античных времен и заканчивая философией наших дней. Вопрос Понтия Пилата к Христу: "Что есть истина?", – на который он не получил ответа, – был и остается одним из главных вопросов философии.

Обратимся к значению этого слова.

Современные исследователи возводят слово "истина" к древнерусскому, старославянскому "истъ-", имеющему несколько значений, таких как подлинный, настоящий, действительный, точный, тот самый. Можно говорить об истинной красоте, истинной справедливости в вышеуказанных значениях.

Великий философ и исследователь русского языка П. Флоренский определял истину от глагола истый, истовый. Понятие истины, по его мнению, находится в тесной связи со словами "есть", "естество".

В гносеологии понятие истины употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений, а знаний об этих предметах.

В общефилософском смысле проблема истины шире вопроса об истинности научного знания, о чем свидетельствует многообразие форм познавательной деятельности. Соответственно, истина имеет множество аспектов и может быть рассмотрена с самых различных точек зрения: гносеологической, научной, художественной, логической и богословской, причем обнаруживается, что существуют различные трактовки истины, несовместимые друг с другом. Споры, которые ведутся между философами вокруг понятия истины, носят не терминологический, а мировоззренческий характер.

Приведем основные трактовки истины[1].

• Истина – это соответствие знаний действительности.

• Истина – это свойство самосогласованности знаний.

• Истина – это полезность знания, его эффективность.

• Истина – это соглашение.

Приведенные трактовки истины воплотились в соответствующих концепциях. К основным концепциям истины относят классическую концепцию истины и неклассическую концепцию истины, включающую в себя когерентную, прагматическую и конвенциональную концепции истины.

Классическая концепция истины, которую иногда называют теорией соответствия, или корреспондентской (от англ, correspondence – соответствие) теорией истины, представляет собой одно из величайших достижений философской мысли. Она аккумулировала многовековой опыт человеческого познания в разных сферах, прежде всего в науке. Классическая концепция истины философски неоднородна и получила различные философские интерпретации – как материалистические, так и идеалистические.

Основные положения классической концепции истины были изложены в Античности в трудах Платона и Аристотеля. Платон впервые связал понятие истины с понятием соответствия. В диалоге "Кратил" устами Сократа сказано, что истина должна устанавливать степень соответствия знания бытию: "Тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе, – лжет"[2]. В трудах Аристотеля по логике оформляются основные положения теории соответствия. Аристотель утверждал, что истина не существует в вещах, а является продуктом мысли, который возникает при связывании субъекта и предиката в высказываниях, которые могут быть истинными или ложными. Развивая дальше положения аристотелевской концепции истины, Фома Аквинский сформулировал определение истины, которое стало ассоциироваться со всей теорией корреспонденции в целом, гласящее, что "истина есть соответствие вещи и интеллекта".

В философии Нового времени – в сочинениях Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница – формируется категориальный аппарат концепции соответствия и ее основные положения. Истина стала пониматься как объективное свойство предложений, независящее от человеческого мышления и процесса познания, открывающих ее.

В философии Новейшего времени этой концепции придерживались такие крупнейшие философы, как К. Поппер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.

Важной особенностью понимания истины в классической теории является ее объективность, т.е. независимость от воли и желания людей, от ее признания или непризнания. Соответствие мысли объекту определяется объектом, его особенностями, а не нашими желаниями. Стандартный вариант истолкования критерия истины предполагает соответствие высказываний фактам, положению дел, событиям и определенным ситуациям.

Преемником классической концепции истины является диалектико-материалистическое учение об истине, разработанное в марксистско-ленинской философии.

Преемственность выражается в обосновании объективности истины. Как писал В. И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм", понятие объективной истины характеризует такое ОГЛАВЛЕНИЕ человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества[3]. Это означает, что она характеризует знания не с точки их субъективной формы, а с точки зрения их объективного содержания.

Помимо объективности, истина характеризуется также абсолютностью и относительностью.

Абсолютность истины состоит в ее полноте, безусловности, наличии независимого от субъекта познавательного содержания, которое сохраняется и воспроизводится в ходе прогресса знания. Поскольку наше знание верно воспроизводит объект, оно обладает абсолютной истинностью.

Относительность истины заключается в ее неполноте, приблизительности, незавершенности, которые в процессе познания устраняются из знания как несовместимые с природой вещей.

Соответствие знаний действительности объясняется на основе так называемой теории отражения, или "ленинской" теории отражения. Ее основное отличие от предшествующих стандартных вариантов теории соответствия заключалось в том, что отражение признается не определенным отношением, которое возникает между знанием и познаваемым миром, а свойством материи, присущим всем ее уровням. Основным условием существования истины в теории отражения является принцип конкретности истины, который означает соответствие истины реальным социальноисторическим условиям. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна, ибо получена субъектом в определенных условиях.

С материалистической точки зрения истину можно определить как адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

Долгое время классическая концепция истины доминировала в теории познания, однако с течением времени эта концепция столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее критического пересмотра и ограничения сферы применения.

Центральным понятием данной концепции является понятие соответствия мыслей действительности, которое означает: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место.

Сторонники классической концепции истины на первых порах полагали, что определяемая ее цель – соответствие мыслей действительности – может быть достигнута сравнительно просто. Они в явной или неявной форме исходили из следующих предположений[4]:

• действительность, с которой непосредственно имеет дело человек и которая является предметом его познания, не зависит от самого знания;

• мысли могут быть приведены в простое однозначное соответствие с действительностью;

• имеется интуитивно ясный и не вызывающий сомнений критерий, позволяющий установить, соответствуют ли мысли реальности или нет.

С течением времени стало ясно, что эти положения, на которых базируется классическая концепция истины, далеко не бесспорны, а сама классическая концепция истины столкнулась с целым рядом проблем, которые послужили поводом для ее пересмотра и ограничения сферы применимости.

К этим проблемам относится прежде всего проблема, связанная с характером соответствия мыслей реальности. Она в общем виде ставится так: "Как можно сравнивать знание, которое является идеальным, с вещами, которые материальны?"

До сих пор неясно, что означает "соответствие" мысли действительности, или реальному положению дел. Когда речь идет о чувственном образе, то это соответствие еще можно истолковать как "сходство" образа и вещи: можно допустить, что чувственный образ дерева как-то похож на само реальное дерево (да и то, это вызывает сомнения). Но о каком сходстве можно говорить, когда речь идет о мысли и предмете? В каком смысле математические понятия соответствуют действительности? Геометрия (греч. geometria, от ge – Земля и metreo – мерю) у своих истоков была связана с измерением земельных участков. Но чему соответствуют неевклидовы геометрии? Или же мнимые числа? Ясно, что ни о каком "сходстве" здесь говорить нельзя. Но тогда что такое "соответствие" мысли предмету? Это до сих пор открытый вопрос.

Другая проблема была связана со сферой применимости данной концепции не только к естественно-научному знанию, но и другим областям знания, прежде всего к гуманитарному знанию. В какой степени можно говорить об объективности гуманитарного познания?