Проблема интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания и социальная синергетика
Проблема интеграции естественно-научного и гуманитарного знания связана с резким противопоставлением того и другого, которое возникло в ходе развития науки и философии на рубеже XIX-XX вв. Как известно, естественно-научное знание получается на основе естественно-научной методологии, для которой характерны следующие установки:
1) объективизм - возможность отделить описание (и объяснение) объекта исследования от оценочных суждений по поводу этого объекта;
2) структурализм - связь целостности любого объекта с некоторой структурой;
3) детерминизм - связь любого явления с некоторым законом;
4) каузализм - связь любого явления с действующей причиной (или взаимодействием таких причин);
5) рационализм - недостижимость истинного знания без соблюдения законов логики;
6) верификационизм - недостижимость истинного знания без соответствия предсказаний теории опыту (эксперименту).
На протяжении XVII-XIX вв. постепенно сформировалось убеждение, что эти установки, возникшие в сфере естествознания, должны иметь общенаучное знание и потому должны быть применимы и к методологии получения истинного гуманитарного знания (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.). Указанной тенденции, характерной для возникшей в XIX в. "философии науки", на рубеже XIX-XX вв. была противопоставлена альтернативная тенденция в виде так называемой философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, О. Шпенглер и др.). Почва для последней была подготовлена Баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.). Если обобщить многочисленные высказывания самых разных философов и обществоведов, симпатизирующих этой тенденции, то ее основные методологические установки сводятся к следующему:
1) аксиологизм - неотделимость описания и объяснения объекта исследования от его оценки;
2) холизм - автономность (независимость) целостности объекта по отношению к его структуре;
3) индетерминизм - отрицание существования объективных социальных закономерностей;
4) телеологизм - замена действующих причин целевыми;
5) иррационализм - возможность получения истинного гуманитарного знания без соблюдения законов логики и даже с помощью сознательного нарушения этих законов;
6) схоластицизм - противопоставление опыту как единственному необходимому и достаточному критерию истины независимого от опыта источника и критерия истины ("откровения").
Причиной такого резкого противопоставления естественнонаучной и гуманитарной методологий явилось убеждение, что социальные явления (в отличие от природных) в конечном счете связаны с такой функциональной проблемой, как проблема "смысла истории" (эсхатологическая проблема). Поскольку "смысл истории" определяет и смысл индивидуальной жизни (экзистенциональная проблема), то гуманитарное знание затрагивает систему человеческих ценностей. Последние представляют собой существенно новый объект, с которым не имеют дело естественные науки. Понятие ценности приобретает такое исключительное значение в сфере гуманитарного знания именно потому, что смысл истории (и индивидуальной жизни) связан со смыслом культурного развития человечества (развития культуры как системы ценностей). Таким образом, отрицание применимости научной методологии к гуманитарной сфере было вызвано в конечном счете тем обстоятельством, что традиционная ("классическая") научная методология оказалась бессильной дать ясное решение эсхатологической (и экзистенциальной) проблемы. Более того, у многих возникло убеждение, что классическая научная методология в принципе не может решить эту проблему именно потому, что она имеет дело с законами, а не с ценностями. Неокантианцы выразили эту идею особенно четко, прямо указав, что главное отличие гуманитарного знания от естественно-научного состоит в том, что оно имеет дело не с законами, а с ценностями. Это обстоятельство и создает необходимость использования принципиально новой методологии, альтернативной научной методологии.
Проблема взаимоотношения естественно-научного и гуманитарного знания оказалась в центре философских дискуссий на протяжении всего XX в. В 90-х гг. этого века, однако, произошло событие, которое позволило подойти к указанной проблеме совсем по-новому. Таким событием явилось создание общей теории социальной самоорганизации - социальной синергетики. Посмотрим, в чем состоит ОГЛАВЛЕНИЕ этой теории и как она отвечает на поставленный выше вопрос.