Лекция 11. Проблема идентичности в социальной психологии
В результате изучения главы студент должен:
• знать основные психологические подходы к изучению социальной идентичности, функции и виды идентичности;
• уметь анализировать соотношения социальной идентичности, "Я-концепции" и самооценки индивида;
• владеть навыком проведения и анализа данных теста М. Куна и Т. Макпартленда "Кто Я?".
Психологические подходы в исследовании проблемы идентичности. Определение идентичности
Исторически проблема исследований идентичности возникла сравнительно недавно: к началу XX в. – в русле символического интеракционизма, в 60-е гг. XX столетия – в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности.
Первые исследования проблематики идентичности связаны с традициями символического интсракционизма и работами Дж. Г. Мида и Ч. Кули и других ученых из Чикагского университета. Появление самого термина идентичность связывают с именами Э. Эриксона и Э. Фромма. Однако предшествуют введению в психологию этого понятия работы З. Фрейда, который использовал термин идентификация. Понятие "идентификация" (отождествление) было представлено в работе "Массовая психология и анализ человеческого Я" и означало самое раннее проявление эмоциональной связи с другим лицом[1].
С точки зрения социально-философской традиции осмысление проблемы идентичности (в контексте человеческой свободы) происходит в работах Э. Фромма. Так, Фромм анализирует диалектическую взаимосвязь индивидуального и всеобщего в человеческой природе. В своей книге, ставшей бестселлером, "Бегство от свободы" он обращается к анализу психологических механизмов деперсонализации, сложившихся в тоталитарных социальных системах (фашизме, сталинизме). Там же он определяет персональную идентичность как результат индивидуализации человека, как следствие обособления его от сил природы и от других людей. Формирование социальной идентичности Фромм связывает с потребностью в связи с окружающим миром и избеганием одиночества, как "одной “из ведущих человеческих потребностей, составляющей самую сущность человеческого бытия”"[2], что достигается путем самоотождествления с какими-либо идеями, ценностями, социальными стандартами.
Окончательно статус самостоятельной научной категории идентичность получила в работах Э. Эриксона. В своей работе "Детство и общество" (1950) он дает следующее понятие идентичности: процесс организации жизненного опыта в индивидуальное "Я". Данное определение предполагает динамику идентичности на протяжении всей жизни человека. При этом основной функцией этой личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова: по Эриксону процесс становления и развития идентичности "оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом"[3].
Эриксон определяет идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру: 1) индивидный уровень; 2) личностный уровень; 3) социальный уровень.
На первом уровне идентичность определяется как результат осознания человеком собственной временной протяженности. Это некое представление о себе как относительно неизменной данности того или иного физического облика, темперамента, задатков, имеющего принадлежащее ему прошлое и устремленного в будущее. На втором уровне идентичность определяется Эриксоном как ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, обуславливающее некоторую тождественность. Автор определяет данную структуру идентичности как результат скрытой работы Эго-синтеза, как форму интеграции Я, которое всегда есть нечто большее, чем простая сумма детских идентификаций. Это есть "осознанный личностью опыт собственной способности интегрировать все идентификации с влечениями libido, с умственными способностями, приобретенными в деятельности, и с благоприятными возможностями, предлагаемыми социальными ролями"[4]. Наконец, на третьем уровне идентичность – тот личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя. Этой структуре Эриксон дал название социальной идентичности[5].
Э. Эриксон рассматривал идентичность как становление "Я" в социокультурном аспекте. Идентичность в его теории имеет психосоциальную природу и формируется в процессе взаимодействия индивида с социокультурным окружением. Идентичность – продукт определенной культуры, происходит из культурно значимого достижения человека и возникает в процессе интеграции отдельных идентификаций[6].
Итак, идентичность помогает человеку реализовать основную потребность и найти свою социальную нишу, что позволяет ему избегать одиночества и сомнений.
В 50-е гг. XX в. для изучения содержательных характеристик идентичности личности М. Кун создал тест "Двадцать утверждений"[7]. Он представляет собой страницу, озаглавленную вопросом: "Кто Вы такой?" и 20 строчек для ответа на этот вопрос. Вопрос "Кто Я?" напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т.е. с его образом Я или "Я-концепцией". Тест выступает как способ определения и измерения установки личности на себя. По мнению авторов, знание идентичности личности позволяет предсказывать поведение индивида, которое строится на основе интериоризации занимаемых им объективных социальных статусов[8].
В конце 1970-х гг. на проблему социальной идентичности обратили внимание английские психологи Тэджфел и Тернер. Они изучали процесс осознания индивидом принадлежности к группе, обозначив его термином "групповая идентификация". В соответствии с созданной Тэджфелом и Тернером теории социальной идентичности, у всех людей есть потребность в позитивном мнении о себе. Согласно авторам, существуют два способа добиться позитивного самомнения: а) путем своих собственных достижений; б) путем принадлежности к определенным группам[9].
Пример из практики
В случае, когда у человека нет в жизни никаких личных достижений, вызывающих чувство удовлетворения и повышения самооценки, в качестве альтернативы он ориентируется на принадлежность к определенным группам. В основном такая картина наблюдается на фоне заниженной самооценки и если человек действительно ничего не достиг, тогда он пытается восстановить свое самоуважение, причисляя себя к наиболее престижной группе в обществе. Например, я – русский (немец, украинец, финн, поляк и др.), я – фанат "Зенита", я – "скинхед"[10].
Исследователи отмечают, что данная проблема стоит чаще перед молодыми, которые таким образом могут повысить свою заниженную самооценку и удовлетворить потребность в высоком самомнении.
Кроме того, в теории социальной идентичности Тэджфела и Тернера утверждается, что у человека есть потребность воспринимать свои собственные группы как превосходящие остальные группы по особо значимым показателям. При этом человек пристрастно относится к собственной группе (групповой фаворитизм) и пренебрежительно – к чужим группам. Согласно авторам, человек может повысить позитивные чувства по отношению к своей группе путем принижения или негативной оценки чужих групп. В тех случаях, когда собственная группа традиционно принадлежит к группам с низким социальным статусом, человек так или иначе пытается подчеркнуть уникальность своей группы, ее существенные отличия от других[11].
Современное изучение идентичности восходит к работам профессора Гарвардского университета У. Джемса, который в конце прошлого века разработал концепцию осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире[12]. Данная концепция создавалась в конкретных социальных условиях, в частности, в демократическом обществе, где человек имеет возможность и должен самостоятельно выбрать цели. Он может сам определять направление своей деятельности, ОГЛАВЛЕНИЕ целей, связанных с различными компонентами Я, а также оценивать успешность результатов деятельности, эффективность целей[8].
В настоящее время в психологических работах принято разделять понятия "идентичность" и "идентификация". Так, В. С. Мухина считает, что, когда говорят "идентичность", акцент делают на некотором состоянии как на относительно конкретном результате самоотождествления. Идентификация – процесс, специфика психологических и социологических механизмов, ведущих к этому состоянию[14].
На основе проведенного анализа работ в области исследования идентичности можно выделить основные подходы, которые составили историю формирования данной проблематики (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Основные подходы в исследовании идентичности
Подход |
Феномен идентичности |
Функции |
Структура/ Механизм |
Психоанализ |
Чувство тождественности и непрерывности собственной личности при восприятии других людей, признающих эти тождество и непрерывность (Э. Эриксон) |
Адаптация в самом широком смысле этого слова |
Индивидуальная, личностная и социальная/ Страх утраты своего Я, ущемление потребностей |
Символический интеракционизм |
Иерархическая последовательность различных интериоризированных ролей (Ш. Струкер) |
Основа для организации и выбора направления поведения |
Неосознаваемая, осознаваемая. Я и Мы (Дж. Мид)/ Стремление к взаимодействию, общению, взаимопониманию |
Бихевиоризм |
Осознание человеком своей причастности к какой-то группе, происходящее под влиянием реальных межгрупповых действий (М. Шериф) |
Регуляция межгрупповых и межличностных отношений |
Социальная – личностная/ Стремление занять определенное место в социуме |
Когнитивный и конструкционистские подходы |
Когнитивная система, система конструктов |
Адаптация; ориентировка в социальном пространстве; структурирование опыта; построение и прогнозирование модели поведения |
Уровни категоризации, когнитивный, мотивационный, поведенческий компоненты/ Сравнение с другими, социальная категоризация |
Ссылаясь на Эриксона, современные авторы указывают на то, что идентичность представляет собой динамическую индивидуально-личностную характеристику, включающую в себя осознание своей принадлежности к определенным социальным общностям, переживание постоянства своего Я и тождественности самому себе, которые конструируются прижизненно в ходе взаимодействия и социального сравнения.
Таким образом, согласно современным исследованиям, общепринятое определение идентичности звучит следующим образом: идентичность – важный компонент самосознания, "образа-Я", который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства. Идентичность выступает в качестве целостного смыслообразующего элемента личности, который имеет когнитивно-аффективную природу и оказывает влияние на ценности, мышление, поведение человека; придает человеку определенность, задает границы его места в социальном мире.