Проблема допустимого вмешательства в текст

Для того чтобы выполнять свои задачи, редактор должен обладать соответствующими знаниями. Так, чтобы адекватно отразить экстралингвистические факторы, формирующие текст, редактор должен свободно владеть русским языком, знать грамматику и стилистику русского языка, а также основные положения авторского права и действующие нормативы на редактирование, о чем говорится в Квалификационном справочнике.

Документом, формулирующим и защищающим авторское право, является Часть четвертая Гражданского кодекса РФ от 18 декабря 2006 г. № 230-ΦЗ (в ред. от 31.12.2014), положения ее разд. VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации", гл. 70 "Авторское право" (ст. 1255-1302).

Так, согласно п. 2 ст. 1255 "Авторские права" автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.

В соответствии с нормами п. 1 ст. 1266 "Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений" не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

В свете положений ст. 1255 о праве на неприкосновенность произведения и ст. 1266 о защите произведения от искажений возникает закономерный вопрос: где та золотая середина, когда вмешательство редактора не нарушает авторского права, но способствует адекватному прочтению произведения, его лучшему пониманию?

Разумеется, работа редактора должна проходить в непосредственной ориентации на смысл, жанр и стиль оригинального текста. Однако редактор выступает и в роли читателя: то, что не совсем понятно редактору, будет, вероятно, непонятно и реальному адресату текста. В отличие от автора редактор видит не то, что хотел сказать автор, а то, что он сказал. Кроме того, редактор, как правило, лучше ориентируется в характере читательской аудитории того издательства, в котором работает, поэтому он способен помочь автору соотнести характер сведений и форму их презентации в каждом конкретном случае.

Вряд ли такого рода правка может восприниматься как нарушение авторских нрав и искажение текста; скорее, наоборот, несмотря на несомненное вторжение редактора в оригинальный текст, произведение становится более доступным и лучше соответствует возможностям восприятия своей целевой аудитории.

Практикум

Задание 1. Прочитайте анонсы статей из "Финансовой газеты" и журнала "Лиза". Можно ли догадаться, в каком из изданий опубликованы статьи? На чем основаны ваши догадки: на тематике/проблематике статьи или на ее языке/стиле?

1. Экономика любит загадывать загадки. То она неуклонно снижается, то вдруг приподнимается. Что с ней, кормилицей, происходит? Этот вопрос мы решили прояснить у главы Росстата Александра Суринова. Оказалось, резервы роста у экономики точно есть, причем экзотические.

2. Судьба судьи шоу "Битва экстрасенсов" и эксперта проекта "Следствие ведут экстрасенсы" (канал СТБ), 35-летнего Хаяла Алекперова, действительно удивительная. Каждое событие его жизни связано с мистикой... Как растолковать сны, какой оберег выбрать, как распознать знаки судьбы – обо всем этом Хаял рассказал на собственном примере. Кстати, звездный эксперт – холостяк, и любовь он надеется найти без помощи магии.

Задание 2. Обратитесь к текстам из предшествующего задания. Почему в первом тексте в качестве средства речевой выразительности используется прием олицетворения (Экономика любит загадывать загадки; Что с ней, кормилицей, происходит?)? Почему использован свободный, разговорный, а не строгий книжный синтаксис (То она неуклонно снижается, то вдруг приподнимается; ...резервы роста у экономики точно есть, причем экзотические)? Какое место в выборе языка и стиля анонса к статье играет рекламная составляющая, т.е. желание привлечь читателя? Исправьте все отступления от нейтрального стиля в области лексики и синтаксиса. Подумайте, такого рода редакторская правка делает текст лучше или хуже?

Задание 3. Рассмотрите фрагменты текста интервью из "Финансовой газеты", анонсированного в тексте 1 задания 1. Проанализируйте имеющиеся в нем отступления от нейтрального стиля (лексические отступления, выделенные курсивом; отступления от нейтрального порядка слов в предложениях 1, 2, 3 и 4). Почему редактор "пропустил" эти отступления? Как названные вольности связаны с характером жанра?

1. Определить отрасли-драйверы вообще-то сложно, когда мы говорим о ВВП как о сумме произведенной добавленной стоимости. 2. Есть у нас такая едва ли не доминирующая отрасль в экономике – торговля, а доминирует она потому, что так устроено ценообразование. 3. Что же касается драйверов, то темпы выше 1% зафиксированы в добывающих и перерабатывающих отраслях. 4. Не подвели и транспорт, связь, сфера услуг. 5. Но самый высокий рост дала финансовая деятельность.

Задание 4. Сравните варианты текста автора и редактора. Оцените изменения, которые редактор предлагает внести в текст. Меняют ли они содержательные и формальные характеристики текста? Способствуют лучшему пониманию текста или мешают ему?

1. Автор: Около полутора тысяч человек участвуют в акции против реорганизации московской системы здравоохранения, проходящей в центре Москвы в воскресенье, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе московской полиции.

Редактор: Около полутора тысяч человек участвовали в той акции против реорганизации московской системы здравоохранения, которая проходила в центре Москвы в воскресенье, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе московской полиции.

2. Автор: Это уже восьмая по счету колонна с гуманитарной помощью для Донбасса, доставленной в Донбасс из России с середины августа по 16 ноября, причем семь автоколонн доставили в Донбасс почти 9,5 тысячи тонн груза – это в основном продукты питания, строительные материалы и медикаменты.

Редактор: Это уже восьмая по счету колонна с гуманитарной помощью для Донбасса. С середины августа по 16 ноября семь автоколонн доставили в Донбасс почти 9,5 тысячи тонн груза – в основном продукты питания, строительные материалы и медикаменты.

3. Автор: Президент России Владимир Путин во второй раз подряд возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира по версии американского журнала Forbes. Так же, как и в 2013 г., второе место в рейтинге занял президент США Барак Обама. Замыкает тройку лидеров президент Китая Си Цзиньпинь. Forbes называет Путина "российским самодержцем" и отмечает, что президент России "часто демонстрирует свою мощь на родине и на мировой арене". Forbes пишет, что лидерство Путина в рейтинге еще в 2013 г. вызвало очень бурные дискуссии. "По за год, когда Путин присоединился к Крыму, устроил опосредованную войну на Украине и подписал сделку стоимостью более $70 млрд на строительство газопровода с Китаем (это крупнейший строительный проект на планете), наш выбор кажется просто пророческим", – указывает журнал.

Редактор: По версии американского журнала Forbes, Президент России Владимир Путин второй раз подряд возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира. Как и в 2013 г., второе место в рейтинге занял президент США Барак Обама. Замыкает тройку лидеров президент Китая Си Цзиньпинь. Forbes называет Путина "российским самодержцем" и отмечает, что президент России "часто демонстрирует свою мощь на родине и на мировой арене". Как отмечает Forbes, лидерство Путина в рейтинге в 2013 г. вызвало бурные дискуссии. "Но за год, когда Путин присоединил Крым, устроил опосредованную войну на Украине и подписал сделку стоимостью более 70 млрд долл. США на строительство газопровода с Китаем (это крупнейший строительный проект на планете), наш выбор кажется просто пророческим", – указывает журнал.

Задание 5. Прочитайте текст, в котором описывается салон самолета; найдите неудачное выражение, затемняющее смысл высказывания. Как можно исправить ошибку? Предложите несколько вариантов.

Конечно, места бизнес-класса вне конкуренции, хоть и придется тем, кто приобрел билеты на кресла А, С, D и F, во время перелета смотреть в стену. Но откидывающаяся спинка и возможность размять ноги, вытянув их вперед, с лихвой это компенсируют. Кстати, в пятом ряду эконом-класса этот недостаток также присутствует.

Задание 6. Проанализируйте правку, которую сделал редактор в пособии для детей младшего школьного возраста "Разговор по душам – большим и малышам" (М., 2010). В этой книге для чтения художественные тексты вводятся в диалогах первоклассника Никиты и его старшей сестры Маши. Укажите на случаи (если таковые имеются), когда: а) правка редактора была необходима; б) без правки редактора можно было обойтись; в) правка редактора не была обоснованной.

I

1) – Чего ты боишься? Не понимаю. В школу – это почти как в детский садик, только с портфелем. Цветы учителю подаришь, маму поцелуешь – и за парту (автор).

2) – Чего ты боишься? Не понимаю. Ходить в школу – это почти так же, как в детский садик, только с портфелем. 1 сентября – праздник учеников и учителей. "День знаний" называется. Подаришь цветы учителю, маму поцелуешь – и за парту (правка редактора выделена).

II

1) – А ты, Никита, не бойся. В школе интересно – вот увидишь! Ты, главное, слушай...

– Чего слушать?

– Не "чего", а "кого". Учителя! Тогда ничего не перепутаешь (автор).

2) – А ты, Никита, не трусь. В школе интересно – вот увидишь! Знаешь, как вести себя на уроке? Без дисциплины ничему нс научишься. Но просто хорошо себя вести – полдела. Ты, главное, внимательно слушай учителя, а если у тебя появится вопрос, подними руку и, дождавшись разрешения, спроси (правка редактора выделена).

III

1) – Говорят, плохо, если черная кошка дорогу перебежит.

– Просто направо и налево смотри и на красный свет дорогу не переходи – вот ничего плохого и не случится.

Я нс маленький. Мы правила дорожного движения еще в садике учили. И про светофор, и про обходи автобус сзади, а трамвай спереди (автор).

2) – Говорят, плохо, если черная кошка дорогу перебежит.

– Тебе придется усвоить много важных правил. Ведь ты пошел в школу, то есть уже начал жить хоть чуть-чуть, но самостоятельно, поэтому ты должен заботиться о себе и об окружающих. Перед тем как перейти дорогу, сначала посмотри налево, потом направо. Убедись, что для пешеходов загорелся зеленый свет, или иди по подземному переходу – вот ничего плохого и не случится.

– Я не маленький. Мы правила дорожного движения еще в садике учили. И про светофор, и про то, что автобус надо обходить сзади, а трамвай спереди (правка редактора выделена).

IV

1) – А ты думал, смелые ничего не боятся? Ещё как боятся! Они потому и смелые, что свой страх преодолевают! (автор).

2) – А ты думал, смелые ничего не боятся? Ещё как боятся! Они потому и смелые, что свой страх преодолевают! Мама тебе тоже говорила, чтобы ты не робел в коллективе сверстников, отстаивал свое мнение, свою позицию, сохраняя дружелюбие по отношению к окружающим (правка редактора выделена).

Задание 7. Обратитесь к тексту из предшествующего задания. Классифицируйте исправления редактора: 1) дополнение неполных предложений; 2) восстановление прямого порядка слов; 3) включение дополнительных сведений, без которых понимание текста было бы неверным; 4) замена разговорных конструкций книжными, в том числе использование причастных и деепричастных оборотов; 5) включение уточняющих местоимений. Нет ли в авторском и (или) редакторском тексте слов и выражений, которые могут быть непонятны первоклассникам (книга – подарок первокласснику)? Какие советы можно дать редактору, работавшему с проанализированным текстом?