Проблематика технического знания в структуре философии техники
Из вышеизложенного становится очевидным, что проблематика технического знания занимает в структуре философии техники органичное место. Формулирование современной теории технического знания связано с разработкой философской базы, включающей в свой состав онтологические, гносеолого-методологические и социально-аксиологические основания.
В качестве онтологического основания выступает техника как самостоятельная сущность, представляющая собой иерархическую систему технических артефактов, начиная от отдельного орудия и кончая техносферой. Собственно техника и ее функции в производстве напрямую определяют специфику технических знаний. Кроме того, именно исходя из характера и уровня развития техники производится большинство классификаций технических наук.
Гносеологическими основаниями являются научно-техническая картина мира, система современных научно-технических знаний, его формы (технический термин, технический факт, техническая проблема, техническая гипотеза, технический закон, научно-техническая теория и др.) и уровни — эмпирический, теоретический и метатеоретический.
Методологическим основанием исследования философии технического знания выступает диалектико-материалистический подход (требующий в данном случае рассмотрения взаимообусловленности технического бытия и технического знания, генезиса и развития технических наук, их связи с другими отраслями науки, формами и видами знаний), общенаучные подходы — системности, синергетики и др.
Социально-аксиологическими основаниями выступают массовые, научно-теоретические и философские представления о практической и концептуальной значимости современного технического знания в общей системе научного знания, о целях научно-технического познания, его достижениях и т.д. Данный аспект анализа технического знания предполагает его рассмотрение сквозь призму таких понятий, как "благо" и "зло", "ответственность", "справедливость", "свобода".
Все эти основания тесно связаны между собой. Уже техническая практика периода становления человеческого общества убедительно доказала огромную силу и выгоду используемых знаний о свойствах предметов, вовлеченных в орбиту удовлетворения общественных потребностей. За многие столетия до новой эры были созданы выдающиеся технические устройства, не потерявшие значения в наше время (винты, рычаги, зубчатые колеса и др.). По мере развития технической практики накапливались и технические знания, фиксирующие процесс создания и использования орудий труда, выступающие объектом технической деятельности. Развивались также и технические способности людей.
Понятие и феномен технического знания (или "технознания") рассматриваются как широкая целостная область современного знания о технике, технологии и техносфере и, по мнению Б.И. Иванова, включают в себя:
1) философско-методологический слой знаний, формируемый философией техники;
2) технологический слой знания, вырабатываемый техноведческой деятельностью;
3) собственно технический слой знаний, включающий в свой состав научно-технические знания (система технических наук), инженерно-методологические и практические знания (система инженерной деятельности, проектирования, конструирования, производства и эксплуатации (применение техники);
4) экспертный слой знаний, связанный с оценкой техники на всех стадиях ее исследования, разработки, изготовления и эксплуатации [17, с. 14—16].
Таким образом, понятие "техническое знание" включает в себя компоненты знаний о технических артефактах, технико-инженерной деятельности, технических эволюциях и революциях, об информационной технической (и виртуальной) реальности, о технической культуре. Все эти компоненты знаний существуют не только на частнотеоретическом и специальном уровнях, но и как философские и общетеоретические.
Необходимость построения, оптимизации и реализации научно обоснованной технической политики и другие задачи социального строительства выдвинули целый ряд теоретических и методологических проблем познания технической реальности. В первую очередь сюда относятся вопросы целостного изучения техники, технологии и технического знания, выяснения закономерностей их строения, функционирования и развития во взаимосвязи с экономическими, социальными, политическими, идеологическими, экологическими и другими факторами.
Важность философского осмысления технического знания вытекает также из того, что техническое знание стоит в центре дискуссии о сути техники. Существует много взглядов на этот феномен: от мнения, что "вопрос о том, что такое техническое знание, остается темным" [10, с. 101], до точки зрения, что техническое знание в наиболее общем виде "может быть определено как отвечающее критериям научности знание об искусственных материальных средствах человеческого существования и деятельности" [58, с. 76]. Это не только знание о материальных средствах орудийной деятельности, но и знание алгоритмах, схемах, паттернах деятельности.
Объектом философии технического знания является техника как целостное образование в единстве его материальных и идеальных структурных составляющих.
Предметом философии технического знания является исследование философских проблем знания о возникновении, развитии и структуре функционирования техники, о способах создания, изготовления, эксплуатации, утилизации и оценки техники, а также методология получения этого знания.
Как отмечает В.П. Котенко, при рассмотрении предмета философии технического знания необходим выход за рамки подсистемы "субъект и объект", "наука — техника" в более широкую систему "природа — общество". Это позволит разрешить проблемную ситуацию, ядром которой выступает система противоречий между необходимостью создания техники для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека и существующими знаниями [21, с. 484].
Исследовательская цель философии технического знания состоит, во-первых, в изучении сущности явлений, используемых в технике, а также закономерностей функционирования и развития ее структуры, а во-вторых, в разработке знания о способах и методах работы с техникой (т.е. ее создания, изготовления и т.д.).
Философия технического знания включает в себя в качестве структурных компонентов следующие проблемы:
• осмысление понятия и сущности технического знания, предпосылок его генезиса и развития;
• определение эволюции места и роли технического знания в материальной и духовной культуре, его социальных и гуманитарных последствий;
• теоретическое исследование технического детерминизма — закономерностей структуры, функционирования и развития техники;
• определение сущности технико-технологических наук, этапов их становления, специфики, классификации и взаимосвязи как друге другом, так и с прочими областями научного (естественными, формальными, социальными и гуманитарными науками) и философского знания;
• анализ сущности различных видов технической деятельности, в первую очередь инженерной и научно-исследовательской (конструирование и проектирование, эксплуатация и обеспечение функционирования технических систем и т.д.);
• рефлексия всей системы методов технического познания и технической деятельности.
Развиваясь в рамках указанной проблематики, философия технического знания постепенно становится не просто фундаментом технических наук, а основанием их синтеза. Ведь философия используется как язык науки в процессе формирования и применения теоретико-методологических установок научно-технического познания; философские знания и методы применяются в ходе постановки и решения проблем, порожденных революционными преобразованиями техники и технологии [1, с. 68-76].
Гносеологический статус технического знания как синтеза наук и знаний о технике и технической реальности определяется взаимообусловленностью в нем трех компонентов:
1) общефилософского и общенаучного фундамента;
2) специально-философского и техниковедческого как рефлексии над знаниями конкретных технических наук;
3) философского анализа предметного знания о сложноорганизованном техническом объекте как эмпирическом базисе философии технического знания [21, с. 490].
Структура технического знания не может быть рассмотрена без анализа функций технических наук, особенно ее социальной функции, суть которой состоит в создании основанных на научном знании и поэтому наиболее рациональных способов производства искусственных компонентов антропогенного мира и методов его использования.
Философия технического знания обращает внимание на такие философские проблемы технического мира, как научная деятельность, социальные институты и субъекты научно-технического и других видов преобразовательно-познавательной деятельности. Она осуществляет собственно философскими средствами анализ целостной области технического знания, его различных уровней, истории, современного состояния и перспектив развития и языком философии, применением философских знаний и методов в ходе революционного преобразования техники и технического знания, объясняет место и роль технознания в развитии общества.
Можно выделить следующие этапы развития философии технического знания [21, с. 488]:
I. Зарождение в рамках классической философии прежде всего механического эмпиризма и рационализма (до середины XIX в.).
II. Становление в рамках философии техники (вторая половина XIX-70-е гг. XX в.).
III. Выделение в целостную область философствования на базе неклассической и постнеклассической науки (конец XX в.).
На III этапе, соответствующем комплексно-автоматизированному способу производства, происходит процесс формирования философских проблем технических наук информационного цикла, знаний о технической виртуальной реальности. В структуру философии технического знания все чаще включаются синергетические знания, философские идеи естественных, социальных и гуманитарных наук. Философия технического знания превращается в органическую систему, включающую такие отношения, как техническое знание — культура, техническое знание — природа, техническое знание — общество, техническое знание — человек, что может способствовать смене парадигм технического развития цивилизации, переходу к разумному управлению формированием и развитием "второй природы".
Несмотря на значительные достижения, процесс формирования философии технического знания как специального направления философии отнюдь не завершился. На этом пути существуют определенные трудности, главная из которых — отсутствие четкого ответа на вопрос о том, что такое техническое знание. К настоящему времени сложились лишь основы философии технического знания. "По крайней мере, — пишет A.A. Воронин, — можно отметить возникновение тверди технического знания на том месте, где на топкой основе сверхъестественных сил, демонов, симпатий и аспектов была предложена часть полностью редуцированного к теориям, отвечающего критерию фальсификации, утилитарно направленного, прозрачно причиненного знания о потребных человеку преобразованиях посредством применения специальных устройств. Назовем их инструментами, включим в их состав инструменты ментальные, деятельностные, языковые, информационные и виртуальные" |10, с. 101].