Пробег автомобиля
Различают следующие виды пробегов:
• пулевой l0, т.е. пробег от места стоянки автомобиля к месту первой погрузки (первый нулевой пробег) и от места последней разгрузки к месту стоянки (второй нулевой пробег). К нулевому пробегу также относятся заезды автомобиля на заправку, в парк для смены шофера и т. д.;
• груженый lгр, т.е. пробег автомобиля с грузом;
• холостой lх, т.е. пробег автомобиля без груза.
Коэффициент использования пробега
где – общий пробег автомобиля:
На коэффициент использования пробега оказывают влияние направление грузопотоков и их взаимное размещение, маршрутизация перевозок, размещение автохозяйств относительно объектов работы и др.
Время работы – Т.
Время в наряде Тн – время с момента выезда автомобиля на линию до возвращения в автохозяйство
где Тм – время пребывания автомобиля на маршруте; tо – время на нулевой пробег;
где tдв – время движения подвижного состава; tп-р – время просто под погрузку и разгрузку.
Скорость движения автомобиля – М.
Средняя техническая скорость
Средняя эксплуатационная скорость
Среднее расстояние перевозки
где Q1, Q2, Qn – объем перевозки отдельного вида груза, т; 11,12, ..., ln – расстояние перевозки отдельного вида груза, км.
Основная формула расчета числа ездок:
где Tм – время работы автомобиля на маршруте, ч; te – время одной ездки, ч;
где β4, – коэффициент использования пробега за ездку;
Полученное выражение подставим в основную формулу числа ездок:
Производительность подвижного состава
Производительность подвижного состава характеризуется числом перевезенных тонн груза и выполненной транспортной работой, т•км.
Производительность подвижного состава в сутки в тоннах определяется так:
Подставив в формулу значение числа ездок, получаем
Производительность в сутки, т•км, можно выразить следующей формулой
или
Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто улучшением различных показателей работы автомобилей.
Если в формулу определения производительности подвижного состава подставить значение количества ездок и время одной ездки, то имеем выражение производительности, которая зависит от технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава:
Каждый показатель, входящий в формулу, оказывает влияние на производительность единицы подвижного состава. Характер и степень влияния этих показателей на производительность выражается определенными зависимостями (рис. 2.11).
Рис. 2.11. Влияние различных показателей на производительность автомобиля:
а – грузоподъемности, времени в наряде и коэффициента использования грузоподъемности; б – технической скорости; в – времени простоя под погрузкой и разгрузкой; г – коэффициента использования пробега; д – среднего расстояния перевозки с грузом
Схема расчета себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии представлена в табл. 2.2. Графы 4–6 представляют собой калькуляцию себестоимости автомобильных перевозок. Размер затрат по итоговой строке этих граф определяют делением суммы расходов по статьям на количество единиц транспортной продукции. Так, себестоимость 1 т•км рассчитывают делением полной себестоимости на транспортную работу (Р), т.е. на общее количество выполненных тонно-километров за рассматриваемый период:
где – полная себестоимость перевозки, усл. ед.; Sпер, Sпост – переменные и постоянные расходы, усл. ед.
Логистические организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т-км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов.
Таблица 2.2
Расчет себестоимости перевозок на автотранспортном предприятии
№ п/п |
Статья затрат |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
Калькуляция себестоимости |
||
1 т•км |
1 км |
1 ч |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Заработная плата водителей |
+ |
+ |
– |
(Условно) + |
Переменные расходы |
|||||
2 |
Топливо |
+ |
+ |
+ |
– |
3 |
Смазочные и обтирочные материалы |
+ |
+ |
+ |
– |
4 |
Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава |
+ |
+ |
+ |
– |
5 |
Восстановление и ремонт шин |
+ |
+ |
+ |
– |
6 |
Амортизация подвижного состава (в части, предназначенной на капитальный ремонт) |
+ |
+ |
+ |
– |
Постоянные расходы |
|||||
7 |
Накладные расходы |
+ |
+ |
– |
+ |
8 |
Амортизационные отчисления (в части, предназначенной на полное восстановление) |
+ |
+ |
– |
+ |
Итого |
Sпол |
Sт•км |
Sпер |
Sпост |
Примечание. Знак "+" означает, что расходы необходимо рассчитывать но статье; "-" – расходы не рассчитываются.
Проведенные на автомобильном транспорте исследования показали, что изменение дальности перевозки (рис. 2.12) оказывает существенное влияние на себестоимость. На небольших расстояниях она высокая, а с его увеличением – сокращается.
С увеличением технической скорости и сокращением времени простоя под погрузкой и разгрузкой возрастают пробег и производительность автомобиля при неизменной сумме постоянных расходов, что позволяет снизить себестоимость перевозок, приходящихся на 1 т • км.
При повышении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок (рис. 2.12, а, б), гак как при этом уменьшается сумма и переменных, и постоянных расходов, приходящихся на 1 т•км.
Поскольку себестоимость перевозок зависит от объема выполненной работы и затраченных на нее средств, основным условием ее снижения являются рост производительности труда водителей и других работников автотранспортных предприятий, экономия материальных ресурсов (снижение затрат топлива, материалов, запасных частей и т.п.), а также сокращение административно-управленческих расходов путем рационализации управления АТП.
Рис. 2.12. Зависимость себестоимости от различных факторов:
а – влияние среднего расстояния перевозок (У) и средней технической скорости движения автомобиля (2); б – влияние времени простоя под погрузкой и разгрузкой (1), коэффициентов использования грузоподъемности (2) и пробега (3)
Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ. Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъемность автомобилей и обеспечить их минимальный простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.