Признаки и порядок установления несостоятельности (банкротства) организаций

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации в настоящее время занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Данный Закон:

1) устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

2) регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности;

3) регулирует порядок и условия проведения процедур банкротства;

4) регулирует порядок и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действия данного Закона не распространяются на организации, созданные в форме:

1) казенных предприятий;

2) учреждений;

3) политических партий;

4) религиозных организаций;

5) государственных корпораций.

Различают внешние и сущностные признаки банкротства юридических лиц.

Внешними признаками банкротства являются:

1) неисполнение должником денежных обязательств и неперечисление обязательных платежей в течение трех месяцев с даты их погашения;

2) наличие общей суммы задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам в установленном законодательством объеме.

Сущностные (действительные) признаки несостоятельности могут быть установлены только в судебном порядке, т.е., для того чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание ее арбитражным судом.

В российской правовой науке институт несостоятельности (банкротства) относят к отрасли предпринимательского права.

Основаниями для признания лица банкротом являются:

1) решение арбитражного суда;

2) неспособность должника удовлетворить требования кредиторов.

Состав и размер денежных обязательств, принимаемых во внимание при определении наличия признаков банкротства должника, исчисляется без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций и включает:

1) задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

2) суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

3) размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

4) размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

В состав денежных обязательств не включаются суммы обязательств:

1) перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

2) по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

3) по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности;

4) перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, как правило, определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Данное обстоятельство имеет принципиальное значение для определения, например, количества голосов кредиторов на собраниях кредиторов, которое признается пропорциональным сумме их требований к должнику.

В соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ размер денежных обязательств но требованиям кредиторов считается установленным, если он подтвержден вступившим в силу решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований (например, ответ на претензию, акт сверки расчетов и т.п.). К числу установленных относятся также требования кредиторов, по которым должником не представлены возражения в определенный срок.

Основным признаком несостоятельности организации в соответствии с законодательством является неисполнение денежных обязательств перед контрагентами или обязательных платежей в бюджетную систему в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Но наличие этого признака еще нс достаточно для возбуждения производства по делу о банкротстве в суде. Судебное разбирательство может начаться лишь в том случае, если размер требований к должнику – юридическому лицу превысит сумму, установленную Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ в размере 100 тыс. руб. Можно сказать, что общий размер денежных обязательств и обязательных платежей является условием, необходимым для возбуждения дела о банкротстве юридического лица.

Право требования указанной суммы может принадлежать как одному кредитору по одному или нескольким различным обязательствам, так и нескольким кредиторам в совокупности. В последнем случае требования кредиторов должны быть объединены в рамках одного заявления о признании данного должника банкротом. Следует отметить, что арбитражный суд не вправе по своему усмотрению объединить несколько заявлений кредиторов в одно с целью возбуждения производства по делу о банкротстве, в случае если размер требований по каждому из них меньше установленного размера.

В правовой литературе высказывается мнение о наличии еще одного признака несостоятельности (банкротства), носящего не столько содержательный, сколько формальный характер, а именно – для того чтобы неплатежеспособность трансформировалась в несостоятельность, необходимо официальное признание ее судом[1].

Следует отметить, что при определении наличия признаков несостоятельности (банкротства) и объема прав требований каждого из кредиторов юридическое значение придается лишь денежным долговым обязательствам, т.е. принимается во внимание собственно задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, суммы полученного и невозвращенного займа с процентами, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие причиненного вреда имуществу кредиторов. При этом неденежные обязательства во внимание не принимаются.

Итак, анализ действующего российского законодательства о банкротстве позволяет выделить следующие признаки несостоятельности организаций[2]:

1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

2) неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

3) наличие задолженности не менее 100 тыс. руб.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Основанием для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве является заявление о признании должника банкротом, оформленное в соответствии с определенными в законодательном порядке требованиями.

Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом по месту нахождения организации-должника, которое (в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ) определяется местом его государственной регистрации.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, морального вреда, имеет обязательство по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия[3].

Уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований[4].

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. № 52 "О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих" в качестве регулирующего органа определена Федеральная регистрационная служба.

Министерство экономического развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства).

Осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства возложено на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.