Приватизация в России
В России приватизация началась в 1988 г., с принятием Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)", и шла сначала стихийно. Только в 1991 г. начали разрабатывать соответствующую нормативную базу, и в 1992 г. Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ "Об именных приватизационных счетах и вкладах" и "О собственности". На государственном уровне стали разрабатываться трехлетние программы приватизации. 1992–1994 гг. стали этапом масштабной ваучерной, или чековой приватизации, последующие 1995– 1999 гг. – периодом денежной приватизации. Начиная с 2000 г., эксперты отмечают обратную тенденцию – рост влияния государства в экономике. Масштаб государственного присутствия в 2000-е гг. увеличивался за счет активизации компаний с государственным участием, укрупнения и объединения активов, создания государственных корпораций. Кризис 2008– 2009 гг. привел к дальнейшему усилению и росту прямого участия государства, в том числе за счет проведения антикризисных мер. По разным оценкам, доля государства в экономике выросла к концу 2009 г. до 35–50%. По окончании острой фазы кризиса вновь произошел поворот к активной, так называемой "структурной" приватизации, призванной снизить прямое участие государства в экономике, повысить конкурентоспособность предприятий и их эффективность, привлечь дополнительные инвестиции. Политика "новой приватизации", во многом ставшая ответом на прошедший кризис, закреплена в Основных направлениях бюджетной политики РФ на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг., где ежегодные доходы от приватизации прогнозируются на уровне около 300 млрд руб. Многие исследователи процессов приватизации приходят сегодня к выводу о существовании цикличности уровня государственного вмешательства в экономику. Источник: Радыгин А. Государство и разгосударствление: риски и ограничения "новой приватизационной политики" / А. Радыгин, Ю. Симачев, Р. Энтов // Вопросы экономики. № 9. 2011.
В отличие от развитых стран, эффективность приватизации в менее развитых экономиках остается под большим вопросом. Если для развитых стран в качестве положительных последствий в долгосрочном периоде большинство исследователей признают рост выпуска, инвестиций и прибыльности приватизированных компаний[1], то для развивающихся и переходных экономик ситуация не столь однозначна. Эффективность функционирования приватизированных предприятий зависит от развития рыночных институтов, доступности капитала и квалификации менеджеров. Немаловажную роль играют действия государственных органов и механизмы продажи предприятий. Исследования показывают, что приватизация может быть эффективна, если она дополняется государственным регулированием и политикой стимулирования конкуренции, и включена в более широкий процесс структурных реформ.