Присяга
Современный зарубежный и российский исторический опыт свидетельствует, что эффективным средством обеспечения законности и этичности в деятельности государственных служащих может служить присяга, которая приносится в момент вступления в должность государственной службы и является одним из условий пребывания в ней.
В качестве одного из средств обеспечения этичности поведения служащих присяга введена и в современной России, где помимо воинской присяги существует институт присяги Президента страны в форме инаугурации, высших должностных лиц субъектов РФ, глав муниципальных образований. Для государственных служащих, однако, присяга не предусмотрена, хотя "решение двух связанных вопросов: быть ли присяге, а если быть, то какой по содержанию — это вопрос о статусе государственного служащего и соответствующей мере его прав и ответственности"[1].
Социологические исследования среди российских государственных служащих показали, что более половины опрошенных считают необходимым предусмотреть определенную процедуру приведения государственных и муниципальных служащих к присяге, кодексу в виде или устного согласия его выполнять, или письменного обязательства.
Исторический экскурс
В России петровских времен идея служения Отечеству составляла основную ценность духовного потенциала, передаваемого потомкам. Специальным указом Петра I "О присяге на верность службы" (1720 г.), лично им составленным, предписывалось привести к присяге чиновников Сената и коллегий, губернаторов, воевод и других "управителей и служителей". Государева служба на Руси была почитаема, служилые люди наделялись не столько правами, сколько обязанностью служить на благо государства. Поступление их на службу сопровождалось присягой верности, которая приносилась не только при поступлении, но и при каждом получении нового чина.
Присягу давали при вступлении в должность позднее члены Государственного совета, Комитета министров, Государственной думы, чиновники высших, центральных и местных органов государственного управления[2].
Институт присяги прочно вошел в практику многих зарубежных стран. В докладе Генерального секретаря ООН на одиннадцатой сессии Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН было отмечено, что и большинстве из 54 стран, опрошенных о состоянии выполнения Международного кодекса служебного поведения должностных лиц, государственная служба предусматривает клятву государственных должностных лиц при поступлении на службу.
Например, для государственно-служебных отношений в Германии характерно единство нрав и обязанностей государственных служащих; право на равный доступ к государственной службе уравновешивается обязанностью давать присягу: отказавшийся увольняется.
Текст присяги, которую должен принести каждый государственный служащий Германии при вступлении в должность, гласит:
Клянусь соблюдать Основной закон Федеративной Республики Германии и все законы, действующие в Федеративной Республике, и добросовестно выполнять свои служебные обязанности, как мне поможет Бог.
Закон о федеральных служащих от 14 июля 1953 г. допускает исключение, при котором предусматривается, что государственный служащий может вместо принесения присяги торжественно обещать, что будет добросовестно выполнять свои служебные обязанности.
Присяга в качестве фундамента исполнения служебного долга как одного из средств обеспечения законности и этичности в деятельности государственных служащих введена и в практику государственной службы США. Присяга приносится в форме специального бланка, заполняемого каждым служащим, назначаемым на должность.
Конституция Японии определяет государственного служащего как слугу народа, каждый служащий, поступая на государственную службу, также обязан приносить присягу, содержащую клятву соблюдать все требования государственной службы, выполнять указания вышестоящих чиновников и японские законы, не распространять сведения, относящиеся к разряду секретных, причем последнее условие относится и к ушедшим с государственной службы.
Особой формой присяги можно считать включение требований кодекса поведения государственного служащего в ОГЛАВЛЕНИЕ трудового договора (контракта) государственного служащего, что обеспечило бы обязательность соблюдения этих положений и возможность наложения санкций дисциплинарного характера за их нарушение.