Природные стихии Великой Русской равнины и их влияние на экономический быт

Великая Русская равнина охватывает обширное пространство, прорезанное реками, покрытое лесами и к югу переходящее в западную приморскую окраину Великой Степи. Каспийское, Черное и Азовское моря принимают воды пяти самых длинных рек Европы: Волги, Дуная, Днепра, Дона и Урала, причем Волга и Днепр растекаются в разные стороны и моря (Каспийское и Черное) с одной и той же Валдайской возвышенности. И оттуда же берут начало Западная Двина (Даугава) – к Балтийскому морю, а Ловать и Мета – к озеру Ильмень, из него течет Волхов в Ладожское озеро, из которого вытекает опять же к Балтийскому морю Нева. Наконец, Дон перед поворотом к Азовскому морю делает изгиб в сторону Волги, а в истоках близок к ее крупному притоку Оке.

Реки, растекаясь через дремучие леса и в низовьях пересекая степи, предрасполагали к образованию сети дальних путей торговли и к соседству пойменного земледелия на пашнях, увлажненных весенними половодьями, с отгонным скотоводством. Леса предоставляли богатые угодья для промыслов: пушного (мехового) и бортяного (добычи меда и воска диких пчел из "дуплястых" деревьев – "бортей").

За этими лесными дарами и явились по рекам из Балтики на парусно-гребных ладьях пришлецы-русы. Они подчинили славянское население, срубавшее в лесах бревенчатые обогреваемые печками жилища – избы (от слова "истопить") – и расчищавшее топором и огнем дремучие заросли под пашню, чтобы обработать ее сохой и ралом (плугом) для посева злаков, снять урожай серпом, намолоть брашно (муку) и испечь жито (хлеб). Главным хлебным злаком восточных славян стала рожь, освоенная со времени Великого переселения народов, – культура гораздо менее прихотливая, чем пшеница и ячмень, сначала считавшаяся сорняком. Она давала не только жито, но и своеобразный хмельной напиток – квас.

Восточные славяне, обживая Великую русскую равнину, смешивались на причерноморском юге с ираноязычными (скифо- сарматскими) племенами, а на озерном севере – с финскими. Финское слово "руотси" превратилось в Русь, русы, наименование пришлой дружинной знати; скифское "мерд" (простолюдин) – в смерды, наименование обложенного данью исконного простонародья. Трудоемкая расчистка лесов под пашню требовала коллективных усилий, поэтому смерды объединялись в кровнородственные общины – "миры" и "верви" (от веревки, которой обмеривали участки).

Русы, обложив смердов данью-полюдьем, торговали в трех главных направлениях:

– через мусульманский город Булгар в среднем течении Волги (при слиянии ее с крупнейшим притоком – Камой) до Каспийского моря и далее в Халифат до самого Багдада;

– через "стольный" Киев до Черного моря и по нему в Константинополь;

– переходами от Киева до Булгара и далее в Центральную Азию до Хорезма и Кабула.

Этот треугольник "подпирали" степи, куда из глубин Азии прорывались волны кочевой стихии, оставившие после себя две Болгарии – Дунайскую православную и Волжско-Камскую мусульманскую – и Хазарский каганат со столицей Итиль на Прикаспийской низменности. Хазары обложили данью ряд славянских днепровских племен и установили контроль над международным торговым центром у пролива из Азовского в Черное море. Степняки называли это место Тамантархан, ромеи – Таматарха, русские летописи – Тмутаракань. Итиль, окруженный поселениями хлебопашцев и кочевьями скота, также стал международным торговым центром. В него приезжали купцы разных вер: евреи- раданиты, мусульмане, христиане и язычники. Влияние еврейских общин стало столь сильным, что хазарская скотовладельческая знать приняла иудаизм. Ее интересы столкнулись с интересами русов, совершавших грабительские походы в Причерноморье и Приазовье и наладивших "Залозный" торговый путь от Киева до Тмутаракани.