Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований
Особенностями отличаются все компоненты системы "муниципальное образование".
Это административный компонент, объектами деятельности которого являются муниципальные органы власти с особенностями их структуры, которую население определяет самостоятельно.
Объектами территориального компонента являются земельные участки (твердая поверхность земли), на которой располагаются природные ресурсы, атмосферный воздух, фауна, флора, поверхностный плодородный слой земли, водные объекты. Совокупность этих природных ресурсов представляет экологический компонент системы с особенностью состава природных ресурсов.
Социальный компонент - это население и объекты муниципальной деятельности, которое оно образует: домашние хозяйства - совокупность семьи и имущества. Особенностями этого компонента являются половозрастная структура, семейный состав и состав домашних хозяйств.
Экономические системы включают имущественный комплекс хозяйственного назначения (систему жизнеобеспечения населения). Объекты экономической составляющей - предприятия (выпускают продукцию), учреждения (оказывают услуги), организации (выполняют работы). Особенностью экономического компонента является характеристика производственных и социальных видов экономической деятельности.
Муниципальные образования в России весьма разнообразны по численности населения и многим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам. Разнообразие муниципальных образований вызвано различием природных, исторических, социально-демографических и других факторов, обусловливающих структуру и тенденции развития этих территорий. Особенностями отдельных муниципальных образований являются их принадлежность к экстремальной климатической зоне, рельеф местности, наличие природных достопримечательностей, уникальных месторождений полезных ископаемых и т.п.
Важнейшим элементом территории является природный комплекс. Его основу образует физико-географическое положение, определяемое границами природных зон, климатическими условиями, количеством осадков, особенностями ландшафта, рельефом местности, ветровым и солнечным режимом территории, типом и строительными характеристиками грунтов, наличием водоемов (рек, озер), памятников природы и т.п. Физико-географическая среда урбанизированных территорий сильно трансформирована и представляет собой особую экологическую систему.
Органы местного самоуправления должны максимально эффективно использовать природные факторы территории для формирования благоприятной среды, удобной для проживания. В зависимости от характера природного окружения поселения различаются дизайном застройки, этажностью зданий, расположением рекреационных зон. Пространственная организация каждого поселения уникальна и неповторима.
Не меньшее значение имеет возраст поселения, влияющий на особенности его социально-демографической структуры. В частности, в новых городах средний возраст проживающих значительно ниже, чем в старых, различно количественное соотношение между мужчинами и женщинами. Учет этих факторов важен для организации муниципального управления.
Рассмотрим демографические характеристики населения муниципального образования.
Численность населения и его демографическая структура являются важнейшими характеристиками муниципального образования. На основе информации о демографических процессах органы местного самоуправления планируют объем муниципальных услуг, сеть муниципальных учреждений образования, здравоохранения и т.п., вносят изменения в бюджеты, корректируют социальную политику, определяют приоритеты в финансировании различных проектов.
В зависимости от численности населения муниципального образования на его территории могут применяться различные формы непосредственной и представительной демократии. Например, в муниципальном образовании, численность жителей которого превышает 5000 человек, не представляется возможным провести общемуниципальное собрание (сход) граждан, а в муниципальном образовании, численность жителей которого менее 200 человек, нецелесообразно формировать представительный орган местного самоуправления.
Демографические показатели населения муниципального образования могут быть разделены на статические, фиксируемые на определенный момент времени, и динамические. К статическим относятся, в частности, общая численность населения, количество трудоспособного населения, половозрастная структура (в том числе количество детей разных возрастов и пенсионеров), образовательный уровень, квалификационный уровень, этнический состав, структура занятости, уровень безработицы, уровень и качество жизни. К динамическим относятся изменения перечисленных статических показателей, показатели рождаемости и смертности, естественный прирост, миграционное сальдо, темпы изменения безработицы и др.
Демографическая структура населения муниципального образования зависит от возраста поселения, его производственной специализации, характера миграционных процессов. Демографическая структура населения городских поселений отличается от структуры населения сельских поселений. Специфической особенностью сельской демографической структуры является сравнительно невысокая доля жителей в возрастном диапазоне 20-30 лет, что объясняется отсутствием возможностей карьерного роста в сельской местности. Структура сельской занятости не привлекает молодежь, стремящуюся к трудовому разнообразию, и способствует расширению тех видов деятельности, для осуществления которых необходимы опыт и трудовые навыки. На селе явно обнаруживается более активная миграционная роль женщин, что можно объяснить низкой востребованностью женского труда и неустроенностью быта, особенно остро переживаемых молодыми женщинами. В городах по численности женщины чаще преобладают, особенно в старших возрастных группах. Исключение составляют города с ярко выраженной производственной специализацией, а также молодые города с неразвитой инфраструктурой.
Одна из характеристик демографической структуры муниципального сообщества - социально-профессиональная структура, в основе которой лежат такие критерии, как социальный статус человека, характер и размеры извлекаемого им дохода, уровень образования, а также ОГЛАВЛЕНИЕ и интенсивность труда.
С точки зрения национально-исторических особенностей, одна часть муниципальных образований, несмотря на тенденцию к размыванию границ между смежными территориями, стремится сохранить свои границы с целью недопущения утраты социокультурной и исторической самобытности. Другая часть муниципальных образований обособлена по национальному принципу, способствуя сегрегации на данной территории представителей определенной национальности или культуры. Такое обособление позволяет жителям не только сохранять традиции и культуру, но и эффективнее защищать свои экономические и социальные интересы.
К историческим и местным традициям относятся национальные, культурные традиции и обычаи; этнические, религиозные и духовные особенности; особенности геополитического положения, исторического развития регионов; демографическое состояние общества; исторические и традиционные формы самоуправления и пр.
Отметим ситуации, в которых необходимо обязательно учитывать исторические и местные традиции при организации местного самоуправления в Российской Федерации:
o определение административного центра сельского поселения, муниципального района - осуществляется с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры;
o установление муниципальными образованиями официальных символов, отражающих исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности (в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами);
o установление и изменение границ муниципальных образований с учетом исторически сложившихся земель поселений, прилегающих к ним земель общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения и т.д.;
o установление наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования)1.
Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения на следующие категории:
o малые (до 50 тыс. человек);
o средние (50- 100 тыс. человек);
o большие (100-250 тыс. человек);
o крупные (250 тыс. - 1 млн человек);
o крупнейшие (свыше 1 млн человек).
Наиболее существенно различие между городскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает из различия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни в городской и в сельской местности.
Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом.
Для сельских поселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городов преобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия между городскими и сельскими поселениями представлены в табл. 14.2.
Таблица 14.2
Основные различия между городскими и сельскими поселениями
Сельские поселения |
Городские поселения |
Правовой статус сельского поселения |
Правовой статус городского поселения или городского округа |
Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями |
Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами |
Преобладание сельскохозяйственных видов занятости |
Преобладание несельскохозяйственных видов занятости |
Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни |
Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы |
Характер застройки: низкоэтажная, малоквартирная |
Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная |
Заключаемые сделки имеют, как правило, личностный характер и вызывают низкий уровень трансакционных издержек |
Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень трансакционных издержек |
Наиболее важное значение имеет граница, отделяющая малые и средние города от больших. Как правило, город, переходя рубеж в 100 тыс. жителей, начинает приобретать новые качества, иной вид, обрастать городами-спутниками и поселками-спутниками.
Еще одним основанием классификации городов служит их специализация, определяющая структуру занятости в городах, а также профиль производственной деятельности градообразующих предприятий. Выделяют девять категорий городов: промышленные города, города со сравнительно маловыраженными промышленными функциями, города горнодобывающей промышленности, города розничной торговли, города оптовой торговли, коммуникационные города, университетские города, курортные города и многофункциональные города.
В России по функциональному признаку можно выделить административные центры территорий, промышленные, ресурсодобывающие, агропромышленные города, транспортные узлы и порты.
Административные центры районного либо регионального (областного, краевого, республиканского) уровня исторически сформировались как центры управления, политического и финансового контроля. Значение административной функции городов оказалось очень высоким: многие поселения, не имеющие развитой промышленности, но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили и укрепили с течением времени свой городской статус, усилив его созданием промышленной и торговой инфраструктуры. Как административные центры при освоении новых территорий создавались такие города, как Тобольск, Томск, Иркутск, Якутск, Хабаровск и др.
Промышленные города, созданные на основе одного или нескольких крупных промышленных предприятий, выросли, как правило, из рабочих поселков, крупные города выросли из малых. Типичные примеры таких городов - Тольятти, Набережные Челны, Череповец, Новокузнецк.
Ресурсодобывающие города (нефтяные, газовые, угольные, рудные, алмазные и т.д.) возникают в местах добычи соответствующих природных ресурсов. Чаще всего преобладание добывающей отрасли означает малый возраст города и низкую степень диверсификации экономики, ограничивая ее начальными звеньями технологического цикла. Многие из ресурсодобывающих городов расположены в районах с экстремальными природно-климатическими условиями. Моноструктурный характер экономики ставит жизнедеятельность таких городов в жесткую зависимость от градообразующего предприятия. Однако некоторые ресурсодобывающие города впоследствии "обросли" перерабатывающими отраслями и превратились в многофункциональные.
Для транспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являются градообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли на пересечении железных дорог с крупными водными артериям и или как железнодорожные узлы. Ряд транспортных центров превратился в многофункциональные города и административные центры (Новосибирск, Владивосток и Т.Д.).
Главная особенность агропромышленных городов - их ориентация на переработку сельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктурное обслуживание сельскохозяйственного производства на окружающей территории. Как правило, эти города небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественным распространением малоэтажных жилых строений. Располагаются они в благоприятных для сельского хозяйства климатических районах, например в Центрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.
В курортных городах практически нет промышленности. Они формируют градообразующую базу за счет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение курортных городов в благоприятных географических условиях способствует привлечению населения на эти территории. Благоприятный для города результат достигается в этом смысле за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкого представительства туристических, медицинских и транспортных профессиональных групп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальным природным комплексам с развитой системой обслуживания и организации досуга (Сочи, Анапа и т.д.).
Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ по представлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При его присвоении утверждаются приоритетные направления его научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития пауки и техники, а также программа развития, в которой определяются меры государственной поддержки данного наукограда с учетом его специфики.
Порядок образования и управления закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) определен федеральным законом. Предложение о создании ЗАТО вносится Правительством РФ но согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, а решение о создании принимает Президент РФ. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование. Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислять определенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программ местного значения. Если на территории ЗАТО по согласованию с Правительством РФ и местными властями зарегистрированы юридические лица из других регионов или государств, то и они должны направлять часть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается из федерального бюджета.
Принадлежность муниципального образования к одной из типологических групп позволяет определить особенности управления в нем как с точки зрения внутренней организации управления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.
Улучшение состояния среды обитания затрагивает все подсистемы муниципального образования, поэтому пространственная организация должна рассматриваться как важнейший компонент муниципального управления. Здесь совершенно недопустимо принятие управленческих решений, ориентированных на краткосрочный результат.
1. образования.