Лекция 7. О природе и сущности человека

После изучения данной главы студент должен:

знать

• отличия человека от других животных;

• ответы на вопрос о сущности человека;

уметь

• оценивать доводы о сущности человека;

владеть

• понятиями "природа" и "сущность".

Кончились доисторические времена и человек начал творить свою историю.

Ф. Кривин

Понятия "природа" и "сущность". Определения и специфика человека

Основная тема главы – природа и сущность человека. Говоря о животных, мы используем лишь одно из этих понятий, потому что сущность животных (их способ жизни) задана природой. Почему применительно к человеку мы используем два понятия и надо ли так делать? Почему нельзя обойтись понятием "природа", если человек есть один из видов животных?

Это необходимо и возможно, если сущность человека определяется не природой, а чем-то иным. Чем же? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте заглянем в историю и посмотрим на попытки философов дать определение человека.

Древнегреческие философы пришли к мнению, что человек есть двуногое существо без перьев. Двуногость отличала человека от всех четвероногих, а отсутствие перьев – от птиц (про кенгуру они не знали). В этом определении хорошо видна неразделенность существенных и несущественных признаков объектов. Этим воспользовался философ Диоген (V–IV вв. до н.э.), который принес на следующее собрание философов ощипанного петуха и с вопросом: "А это человек?" выпустил его на стол.

Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788–1860) определил человека как трагическое животное. Трагическое потому, что человек, утеряв инстинкты, стал руководствоваться в своем поведении разумом, что часто приводило к ошибкам в решениях.

Были попытки определить человека как животное смеющееся или плачущее. Но наблюдения за эмоциями высших животных показывают, что они имеют очень разнообразные эмоциональные переживания, аналогичные человеческим (страх, радость, угнетенное состояние и пр.).

Пытались определить человека как животное, способное к обману. Но мы уже видели, как обезьяны обманывают членов своего сообщества, а обман врага у животных является одним из средств защиты.

Чтобы не перебирать реальные, но несущественные признаки человека, давайте кратко проанализируем те отличия, которые выделяют человека как живое существо из мира животных.

Можно указать на четыре основных отличия человека от других видов животных:

1) морфологические особенности – особая конструкция мозга, возможность прямохождения, свободные руки, не имеющие изначальной фиксированной функции;

2) особенность деятельности – трудовая (орудийная, коллективная, продуктивная) и такие ее виды, как наука, искусство, учеба; особенности предметного содержания деятельности;

3) особенности сообщества людей – общество и государство, правила и нормы поведения в обществе, особые отношения людей;

4) особенности психики – языковые сознание и мышление, новые потребности и произвольность поведения, общественно-исторический опыт, социальные навыки и личностные качества человека.

Морфологические отличия

Первое отличие человека – это его особая биологическая организация (морфология). Главное здесь – особая конструкция мозга и его неспециализированность. Генетически заданы лишь механизмы, управляющие функциями организма, остальные механизмы достраиваются при жизни, под влиянием среды, т.е. условий жизни. Особенности родов у человека не позволяют ребенку иметь головной мозг объемом более 20–25% от объема мозга взрослого человека. Длительное детство человека требует постоянного ухода и заботы со стороны родителей, отсюда большая роль их влияния на развитие мозга и других органов ребенка, прежде всего исполнительных. Способность к прямохождению и свободные руки, не умеющие что-либо делать от рождения, по способные многому научиться при жизни, тоже заложены в природе человека.