Природа власти

Власть представляет собой весьма сложный, многоплановый и противоречивый феномен. Весь исторический опыт убедительно доказывает, что она – необходимый элемент общественной организации, без которого невозможны ее жизнеспособность и функционирование. Она призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно-политическими институтами.

Более того, власть является одним из главных (если не самым главным) ресурсов любого человеческого сообщества. Притягательность власти с данной точки зрения состоит в том, что властные рычаги дают возможность влиять на производство, распределение и потребление этих ресурсов.

В любом обществе существует множество форм и источников власти, влияния и авторитета. К ним относятся экономические, духовные, нравственные и другие факторы, а также различные неэкономические институты, отношения, организации, социальные движения и добровольные общественные образования: церковь, профессиональные объединения, средства массовой информации, организации культуры, политические партии, ассоциации избирателей и др.

Однако в рассматриваемом здесь контексте наиболее адекватное выражение понятие власти находит в политической сфере. Взаимосвязь понятий "власть", "политика", "государство" очевидна и не нуждается в доказательствах. Можно согласиться с М. Вебером, по мнению которого политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти. "Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает"[1], – утверждал Вебер.

Большинство исследователей совершенно справедливо придерживаются того мнения, что лишь власть, осуществляемая государством, его институтами и должностными лицами, является политической властью. Некоторые авторы убеждены в существовании различий между политической и государственной формами власти. Об обоснованности такой позиции может говорить, например, само использование в научном лексиконе этих понятий. Говорят также о политических и государственных деятелях.

Как бы вынося за скобки дискуссии по данному вопросу, отметим здесь лишь тот факт, что политическая власть и государство немыслимы друг без друга. Они дополняют и усиливают друг друга. Государство делает тем, что оно есть на самом деле то, что оно главный носитель политической власти. Специфическая особенность государственной власти состоит в том, что она осуществляется единой системой специальных центральных или высших, региональных и местных или низовых органов, взаимосвязанных между собой по вертикали и горизонтали.

В онтологическом смысле природа и предназначение власти одинаковы при всех формах правления. Реальность этого факта обнаружили еще мыслители Античности. Так, обосновывая тезис о том, что при всех системах власть устанавливается в интересах властвующих, Платон говорил: "Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия – демократические законы, тирания – тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объясняют их справедливыми для подвластных – это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости"[2].

Примерно такой же позиции придерживался по прошествии двух тысяч лет и двух веков Ш. Л. Монтескьё. Так, классифицировав государства своего времени на монархию, республику и деспотию, он утверждал, что отличие между ними "состоит не в различии власти, а в различии пригодности, или способности каждого из них к осуществлению той цели, для которой они установлены, а именно к водворению мира и обеспечению безопасности народа"[3].

Ключ к раскрытию природы власти лежит в способности ее субъекта контролировать поведение других людей и управлять социально-политическими процессами. В латинском языке слова "potestas" и "potentia", берущие начало от глагола "potere" – "быть способным сделать что-то", означают мощь, сила, действие, потенция, власть, господство, владыка, властелин, господин. От них произошли английское "power" и французское "pouvoir", тоже означающие власть и мощь.

В данном контексте под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязать свою волю другим людям, группам, сословиям, классам, обществу в целом, распоряжаться и управлять их действиями насильственными либо ненасильственными средствами и методами. Можно сказать, что государство обладает публичной властью, т.е. прерогативой отдавать приказы и принуждать повиноваться этим приказам.

При анализе власти неизбежно возникает вопрос о ее соотношении с политическим влиянием и политическим авторитетом.

Влияние – наиболее общее понятие. Оно охватывает все формы убеждения, давления, принуждения. Влияние предполагает, что то или иное лицо может изменить свое поведение или образ жизни, следуя примеру или совету другого лица.

Авторитет – это влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. По-видимому, на различных этапах исторического развития авторитет служил одним из факторов легитимации власти. Это могли быть та или иная форма харизмы, личностные характеристики полководца, мага, жреца, священнослужителя, государственного и политического деятеля.

О политическом авторитете мы можем говорить в том случае, если лицо, которому приказывают поступить определенным образом, считает, что тот, кто приказывает, имеет на то моральное или иное право. Употребляя выражение "авторитет закона", мы имеем в виду не только то, что данная правовая норма формально установлена, но и то, что ее необходимость, справедливость осознаны обществом, закреплены традицией и люди добровольно следуют се предписаниям.

Влияние, авторитет и власть настолько связаны друг с другом, что нередко встречаются довольно серьезные трудности при их разграничении. И действительно, власть представляет собой определенную форму влияния и авторитета. Показательно, что в английском языке слово authority используется для обозначения как власти, так и авторитета.

При всем том власть нельзя отождествлять ни с авторитетом, ни с влиянием, хотя в идеале они являются важными ее элементами. Можно обладать, например, высоким научным или нравственным авторитетом, не располагая при этом реальной властью. В отличие от просто влияния и авторитета власть отличается тем, что она опирается на санкции, т.е. вправе использовать насилие или угрозу применения насилия в случае отказа подчиниться повелению или приказу.