Природа социального времени

Многократно отмечалось, что в истории проблема времени является одной из основополагающих. В силу этого она сама заслуживает самого пристального внимания. Но что же такое время? На этот счет нет ясного ответа. Чтобы его получить, необходимо обратиться к содержанию наук.

Физики руководствуются некоторыми уравнениями, которые содержат символьный значок t, который обозначает реальное физическое время. Приборами (часами) измеряются длительности Δt. Любой физический процесс имеет начало и конец, его характеристикой как раз и является длительность, "возраст" этого процесса. Реальное физическое время – это совокупность длительностей разнообразных физических процессов. В соответствии с ОГЛАВЛЕНИЕм физики время нельзя определить через другие параметры, оно изначально. Не существует мировое время. Физическое время зависит от ряда физических параметров, например от гравитационного потенциала, поэтому оно может замедляться или же ускоряться.

Итак, с физическим временем картина более или менее ясна. При переходе же к социальным явлениям возникает новая ситуация. Представителя социальных наук интересует не физическое время само по себе, а его оценка с позиций тех ценностей, которыми он оперирует. Рассмотрим ситуацию, изображенную на рис. 6.1.

Рис. 6.1. Ценностное отношение человека к времени

Субъект ради достижения состояния Г совершает три действия АБ, БВ, ВГ, длительность которых составляет соответственно 0,5; 1 и 1,5 ч. Для определения эффективности действий используется 100-балльная шкала оценок. Ценностные оценки действий таковы: рАБ = 10 баллов, рБВ = 20, рВГ = 70 баллов.

Итак, во-первых, любой поступок может быть оценен в соответствующих его ценностному содержанию баллах. Во-вторых, ценностная оценка поступка сопряжена с вменением ценностных оценок промежуткам календарного времени. В-третьих, в своем отношении к календарному времени человек может использовать ровно столько шкал оценок, сколько поступков он совершает.

Каждый человек делает то, что диктуют ему ранее усвоенные им ценности. Он, сопрягая ценностные оценки своих поступков, стремится к достижению максимального эффекта. Ценностное отношение к календарному времени – это одна из основных характеристик деятельности человека. Подлинная экономия календарного времени достигается лишь тогда, когда порциям календарного времени вменяется максимальное ценностное ОГЛАВЛЕНИЕ, экономическое, политическое, юридическое.

Социальная реальность – это не физические процессы, а поступки людей, в которых реализуются определенные ценности и достигаются некоторые цели. В простейшем варианте акт человеческой деятельности выглядит следующим образом: субъект S, руководствуясь определенной ценностью Q, во имя достижения цели R совершает ряд действий D1, D2, ..., Dn. Их количественной мерой, или оценкой, выступают не физические длительности Δti, а ряд оценок Δt, т.е. Δрi. Видимо, эти оценки можно назвать социальными длительностями. Впрочем, правомерность этой акции требует специального обоснования.

Прежде всего отметим, что по своей природе социальные длительности существенно отличаются от физических, которые измеряются в секундах и производных от них единицах, например в годах. Социальные длительности измеряются в баллах. В качестве баллов выступают специфические единицы измерения, используемые для оценки социальных действий той или иной природы. В экономике в качестве упомянутых баллов обычно выступают денежные единицы, например рубли или доллары. Политики часто оценивают свою деятельность в числе голосов, поданных за них на выборах. Общее правило гласит, что любой поступок может быть оценен в соответствующих социальных, а не физических единицах.

Но почему Δрi. мы называем социальной длительностью? Потому что рассматриваемые оценки явным образом содержат временную компоненту, она неискоренима. Бросается в глаза, что мы не в состоянии противопоставить физическому времени (Δtф) социальное время (Δtс), так сказать, в чистом виде. Об этом можно сожалеть, но мы должны руководствоваться наличным состоянием современного теоретического знания. Во всех социальных науках исследователей интересует дробь Δta/Δp. Физическое время превращается в социальное за счет его нагрузки ценностной составляющей. Следовательно, во всех социальных законах и моделях присутствует не физическое время как таковое, а его символический социальный, причем вполне реальный, двойник.

Теоретическая разработка. Природа социального времени

Социальное время имеет знаковый (символический) характер. Это обстоятельство обычно не учитывается. В таком случае за социальное время принимается всем привычное календарное (физическое) время.

Таким образом, на наш взгляд, следует различать по крайней мере три концепции социального времени.

1. Социальное время просто-напросто отождествляется с физическим (календарным) временем. Налицо явная редукция социального к физическому.

2. Социальное время, а оно имеет символический характер, выступает в образе календарного времени, нагруженного в знаковом отношении ценностным ОГЛАВЛЕНИЕм. Сторонников этой концепции неправомерно обвинять в сведении социального времени к физическому. Возможно, слабым местом этой концепции является лишь частичная самостоятельность социального времени, сохраняющего неразрывное единство с физическим.

3. Социальное время существует независимо от календарного времени. Сторонников такой позиции много, но, как правило, они никак не обосновывают свою точку зрения. При ближайшем же рассмотрении выясняется, что она не согласуется с ОГЛАВЛЕНИЕм социальных теорий, например с экономикой и менеджментом. Полагаем, что при нынешнем состоянии социальных наук наиболее предпочтительным является понимание социального времени как разновидности символического бытия. Итак, социальное времяэто мера продвижения социального процесса от своего зарождения к своему концу.

Продолжим анализ проблемы времени. В истории термин "время" несет двойную нагрузку. В выражениях "Новое время", "Новейшее время" "время" фигурирует не в качестве меры процессов, а как сами события.

Ряд спорных моментов связан также с пониманием природы и соотношения трех так называемых модусов времени, а именно прошлого, настоящего и будущего. Под настоящим понимается время сохранения объектом своей качественной определенности[1]. Если процесс начался, но еще не закончился, то имеет место настоящее. Прошлое предшествует настоящему, а будущее наступает после него. Прошлое, настоящее и будущее неслучайно называют модусами. Имеется в виду, что каждое из них в отличие от постоянных признаков, т.е. атрибутов, присуще тем или иным процессам лишь в некоторых состояниях. Французская революция относится к прошлому, у нее как таковой уже нет настоящего и не будет будущего. У полетов человека на Марс нет настоящего, но, надо полагать, есть будущее. Очень трудно освободиться от номенклатуры устоявшегося языка. Итак, прошлое, настоящее и будущее – это модусы временного ряда событий или процессов.

Иногда наряду с прошлым, настоящим и будущим вводится четвертый модус Времени – вечность. Понятие вечности было бы корректным, если бы длительность какого-либо процесса была бы бесконечно большой. Но таковая длительность ученым не известна. Таким образом, вечность не является модусом или атрибутом времени. Прошлое не является также абсолютным, т.е. не от чего не зависимым феноменом. То, что в одной системе отсчета является прошлым, в другой системе отсчета может быть настоящим. Прошлое, настоящее и будущее, будучи частями одного и того же временного ряда событий, обладают тождественным концептуальным ОГЛАВЛЕНИЕм. Оно не может быть абсолютным для прошлого и относительным для настоящего.

Учение о трех модусах временного ряда событий вполне состоятельно с позиций современных наук. Но, к сожалению, не разъясняется, каким же образом оно соотносится с известным физическим представлением о том, что в соответствии со стрелой (шкалой) времени настоящее моментально, а протяженно лишь прошлое и будущее (рис. 6.2). Настоящее оказывается границей между прошлым и будущим. Создается впечатление, что найдена абсолютная система отсчета для всех трех модусов временного ряда событий. Это впечатление явно ошибочное.

Рис. 6.2. Шкала времени

Вопреки широко распространенному мнению, шкала времени имеет дело не с модусами временного ряда событий, а с отчетом длительностей. В силу необратимости времени его принято изображать стрелой так, как это сделано на рис. 6.2. Но в различных физических системах отсчета время неодинаково. Это обстоятельство не выразить всего лишь одной стрелой. Одного этого замечания достаточно для отказа считать стрелу времени изображением мирового времени. Как уже отмечалось, единое мировое время вообще не существует. Когда же к шкале времени приписываются модусы временного ряда событий, то допускается еще одна ошибка, во многом решающая (поэтому на рис. 6.2 нам пришлось поставить три вопросительных знака). Прошлое, настоящее и будущее являются модусами временного ряда событий, а не отдельной длительности. Шкала же времени необходима для отсчета величин длительностей, причем в том смысле, какой разъяснен выше.

Необходимое разъяснение

О недопустимости отождествления математических образов и реальных явлений. Образом времени в форме шкалы следует пользоваться с необычайной осторожностью, избегая ложного представления о настоящем с нулевой длительностью. Такое настоящее не существует. Настоящее всегда длится.

Оценивая ситуацию с познанием социального времени, И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин отмечали, что "те исследования, в которых реализуется в собственном смысле историцизм (и в которых, следовательно, так или иначе используется понятие исторического времени), концентрируют внимание не на всяких структурных сдвигах, а лишь на тех из них, которые дают единую линию восходящего процесса"[2]. Это было написано более 30 лет тому назад. В отличие от процитированных авторов, мы полагаем, что историки не должны проходить и мимо тех явлений, которые не укладываются в единую линию восходящего процесса. Но Блауберг и Юдин, несомненно, правы, подчеркивая, что историк стремится выделить временные ряды событий. При этом особого внимания заслуживает высшая точка развития того или иного социального процесса, под которой мы понимаем итог, результат развития. В противном случае нельзя понять направленность функционирования и развития общества.

"Ставя вопрос о раскрытии специфики состояния – результата, – отмечал Б. А. Грушин, – мы тем самым акцентируем свое внимание на направлении, в котором развивается объект. В этой же связи стоит и такая закономерность исследования: независимо от того, идет ли речь о процессе возникновения В (из А) или о процессе развития А (в В), исследование этого процесса и при сведении В к А, и при выведении В из А начинается с анализа В, результата процесса"[3]. Все это следует учитывать при изучении временного аспекта процесса функционирования и развития общества. Длительность выступает как характеристика направленного процесса, ОГЛАВЛЕНИЕ которого может быть понято лишь тогда, когда для исследователя не является тайной конечный итог, результат. Разумеется, вместе с результатом процесса приходится рассматривать и его начало.

Социально-временной ряд образуют только те процессы, которые укладываются в одну и ту же качественно однородную цепь событий. Длительность же любого процесса определяется ОГЛАВЛЕНИЕм движения от исходного пункта к высшей точке развития, за которой уже находится другой социально-временной ряд. "Очевидно, историческое время, обычно воспринимаемое как непрерывный хронологический ряд, – отмечал А. Я. Гуревич, – должно быть рассматриваемо в виде многих рядов, в каждом из которых существует особая длительность, присущая только данному уровню развития"[4]. На наш взгляд, суть дела состоит в том, что процессы, образующие данный временной ряд, обладают качественно тождественными социальными длительностями. При желании эти длительности можно суммировать. Они, что существенно, не являются промежутками календарного времени.

Выводы

1. Таким образом, историк имеет дело с социально-временными рядами событий.

2. Их совокупность как раз и образует историческую поступь событий.

3. Социальные же длительности отдельных процессов-событий составляют ОГЛАВЛЕНИЕ исторического времени.