Природа лидерства

Когда говорят о природе какого-либо явления, имеют в виду не только его основные свойства и особенности, но и детерминанты — факторы, которые обусловливают возникновение и развитие данного явления.

Начинать обсуждать природу лидерства надо с ее глубинных, социобиологических детерминант.

Как известно, отношения доминирования — подчинения существуют во всех агрегациях (стаях или стадах) социальных животных, к которым, с точки зрения биологии, относится и человек. Доминирует в стае, как правило, так называемый альфа-самец[1]. Высокий уровень половых гормонов делает его наиболее привлекательным для самок в брачных играх (тем самым обеспечивается рождение здорового потомства с наилучшими наследственными признаками) и одновременно позволяет ему управлять стаей и защищать се от внешних угроз. Чтобы поддерживать свое доминирующее положение, альфа-самец постоянно должен подтверждать право па власть с помощью агрессии по отношению к остальным членам стаи. Даже если он сам не участвует во внутреннем конфликте, он наблюдает за ним и контролирует его (все это приводит к тому, что он испытывает постоянный стресс)[2].

В человеческом сообществе отношения доминирования -подчинения, в которых главенствующую роль играли до последнего времени исключительно мужчины, обусловлены, помимо чисто биологических, и иными обстоятельствами. Это, прежде всего, длительный период взросления человека, когда из-за частых родов и необходимости ухаживать за детьми женщины надолго исключались из социальной деятельности группы. Из этой причины вытекает Вперед: в то время когда женщина играет "экспрессивную" роль (заботится о семейном очаге и детях), мужчины должны играть "инструментальную" роль (работать и обеспечивать свою семью), и это обусловливает их физическое и социальное преимущество[3].

В большинстве человеческих культур принцип мужского доминирования закрепился и до сих пор выражается в жестких нормах тендерного поведения (мужчина должен обладать силой и знаниями, уметь обеспечивать семью и участвовать в жизни общества; женщина должна рожать и растить детей и заниматься домашним хозяйством). Процесс социализации поддерживает доминирование мужчин, а различные общественные институты усиливают его[4].

Отношения доминирования — подчинения в человеческом сообществе проявляются не только по признаку пола. Еще одним важным критерием доминирования является возраст. В большинстве культур (по терминологии М. Мид — постфигуративных) доминируют люди старшего возраста. Это объясняется тем, что они обладают большим жизненным опытом, владеют большей информацией, лучше организованы, чем молодежь. Однако существуют культуры (так называемые префигуративные), где жизнь старших поколений не служит моделью для последующих; взрослые учатся у детей, а значит, доминирующим является младшее поколение.

Таким образом, в большинстве групп, составляющих человеческое сообщество, максимальными возможностями занять позицию лидера обладает наиболее сильный и агрессивный мужчина относительно старшего возраста. Естественно, мы говорим о социобиологических детерминантах. Однако, помимо социобиологических, существуют и другие условия и факторы выдвижения человека в позицию лидера.

Так, социальными детерминантами лидерства выступают:

• социальный запрос на лидерство и высокие социальные ожидания от деятельности лидера;

• принадлежность человека к определенному социальному слою (по происхождению, уровню дохода, месту проживания), обеспечивающая ему исходный статус;

• уровень и профиль образования, позволяющие ему продвигаться по статусной лестнице;

• сформированная у человека готовность действовать, не подчиняясь ситуации, а изменяя ее.

С социальной точки зрения лидерство выступает как один из процессов организации и управления социальной группой, который удовлетворяет потребность в групповой деятельности и способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом[5]. При этом необходимо признать, что лидеры, являясь, с одной стороны, продуктом общества, с другой — сами влияют на это общество.

В качестве психологических детерминант лидерства выступают личностные качества, умения и навыки, обеспечивающие эффективную реализацию лидерских функций (см. главу 5).