Природа и культура: единство – конфликт – коэволюция
Рассмотрим ряд концепций, идей, взглядов на происхождение культуры и взаимодействия в этом процессе природы и культуры.
В обыденном сознании бытуют представления о том, что культура возникла когда-то однажды, в эпоху первобытной древности, а потом постепенно развивалась. Наука же свидетельствует о том, что, во-первых, не однажды – в обществе постоянно рождаются новые культурные формы, явления, системы – и, во-вторых, надо еще уточнить понятие развития применительно к культуре, так как кроме усовершенствования культурных образцов имеют место и утраты, и деградация, и смерть. И все же: как возникла культура? Что инициировало ее формы? Возникли ли важнейшие составляющие культуры элементы одновременно или какие- то из них появились раньше, и на их основе формировались и развивались другие? На эти вопросы учения, теории, концепции отвечают по-разному.
Впрочем, еще до возникновения теорий существовали мифы, в которых можно найти определенные модели происхождения культуры. Так, согласно древнегреческой мифологии люди получили культуру благодаря богам и героям. Самый известный из подобных мифов – миф о Прометее – свидетельствует о том, что люди уже давным-давно осознали или почувствовали важность культуры.
Структурным элементом всех религиозных учений выступает тезис о том, что появление культуры связано с Божественным вмешательством. Бог сделал человека разумным существом, Бог подарил человеку гуманные законы и принципы нравственности. Бог дал человеку систему ценностей, согласно которой высшими ценностями в отношениях людей являются сострадание и доброта. В Библии об этом сказано так: "Иисус сказал ему: “возлюби Господа Бога твоего всем существом твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим”; Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки" (Матфей, 22:37–40).
В Коране также говорится о происхождении духовности и моральных ценностей: "Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие – кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, – и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастий и бедствии и во время беды, это те, которые были правдивы, это они – богобоязненные" (Сура 2, стих 172).
Подобные духовные ценности, распространяемые и почитаемые в обществе, помогли создать и все другое в культуре. В учениях же, не приемлющих религиозные идеи, другая версия возникновения культуры. Классический пример – марксизм. По К. Марксу, возникновение как культуры в целом, так и ее основных форм, связано с производственной деятельностью человека: люди, исходя из материальных потребностей в пище, одежде и еде, стали объединяться для охоты, производить орудия труда. Охотясь, они вынуждены были общаться. Так возник язык (как средство общения), а язык тесно связан с мышлением. На основе производственных отношений, т.е. на экономическом фундаменте, возникли и все остальные общественные отношения: мораль, законы, обычаи, искусство. Таким образом, с точки зрения марксизма, культура возникла как продолжение, развитие биологической природы человека, следствие биологических потребностей человека.
Антропология как наука о происхождении и эволюции человека и об образовании человеческих рас объяснила очень многое в зарождении культуры, вскрыла се биологические корни. Занимаясь истоками человечества и первобытным обществом, представители антропологического направления в исследовании культуры (Э. Б. Тайлор, Л. Г. Морган, Дж. Фрэзер) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей планете.
Одна из наиболее загадочных проблем, которые пытается осмыслить антропология (и не только она), – происхождение и формирование человеческого разума. В попытках раскрыть эту тайну ученые обращаются к миру природы, исследуя в рамках этологии (науки о поведении животных), элементы социальности животных, птиц, насекомых. Например, американский ученый К. Саган приводит массу поразительно интересных примеров такого, вполне социального, даже ритуального поведения обитателей природного мира:
У беличьих обезьян существует своего рода ритуал встречи с себе подобными. Самцы обнажают зубы, трясут прутья решеток своих клеток, издают клич высокого тона для устрашения и поднимают ноги, чтобы продемонстрировать свою мужскую силу. У приматов часто обнаруживается связь между половым поведением и положением на иерархической лестнице.
Среди японских макак "социальный" ранг поддерживается и усиливается путем ежедневных наскакиваний: самцы низшей касты принимают позы подставления, характерные для самок в период половой охоты, а самцы высшего ранга походя и чисто ритуально наскакивают на них. Эти наскакивания имеют весьма малое половое значение, они служат в качестве легко понимаемого символа власти и подчинения. Означают: "Я – хозяин".
...Существование поведенческих связей между половым поведением, агрессивностью и доминированием – ритуалы брачных игр кошачьих и многих других животных в начальной стадии – едва отличимы от драки.
...Связь между половым поведением и запахом очень древняя, особое развитие она получила у насекомых. Так, самке шелкопряда достаточно ежесекундно выделять всего лишь одну стотысячную миллиграмма аттрактанта, чтобы привлечь всех самцов, находящихся вокруг нее в объеме, равном кубической миле. Не будь этого, не было бы шелкопрядов. Южноафриканские жуки на зиму зарываются в землю, а весной, когда земля оттаивает, выбираются на поверхность, но раскапывают себя на несколько недель раньше, чем самки. В том же районе Южной Африки произрастают орхидеи, которые испускают аромат, идентичный запаху аттрактанта самки жука. Очевидно, и орхидеи, и жуки выработали в процессе эволюции, по существу, одно и то же вещество. Самцы жуков "близоруки", а орхидеи располагают листки таким образом, что жукам кажется, будто они видят самку. В течение нескольких недель они находятся среди орхидей, а тут появляются из-под земли самки. Между тем орхидеи благополучно опылены жуками. Выживают и жуки, и орхидеи.
...Связь полового поведения и запаха все еще ясно видна нейроанатомически у высших животных, и анекдотически – у людей. Не служат ли дезодоранты, особенно женские, благородному делу снижения сексуального возбуждения, чтобы дать нашим мыслям возможность хоть изредка сосредоточиться на чем-нибудь ином?
Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. СПб.: Амфора, 2005. С. 62–63; 78–80.