Приобретение знаний

Последние десятилетия XX в. мировое научное сообщество потратило на познание тайн мозга. За это время было открыто 90-95% того, что человечество знает о его функционировании сегодня. Применяя все более сложные исследовательские техники, ученые все глубже проникают в тайны мозга, изучают его функционирование в различных условиях. Сегодня они способны сказать, в какой части мозга размещены участки, отвечающие за определенные виды интеллектуальной деятельности. Многое прояснилось относительно обучения мозга. Можно утверждать, что его возможности мы еще не научились использовать не то, чтобы в полную силу, но даже на четверть.

Напомним, мозг построен из сотен миллиардов нейронов, создающих сложную сеть связей. Уже в момент рождения ребенок имеет все нейроны. Их столько же, сколько в мозге взрослого человека. Отсутствуют лишь связи между ними. Они формируются воспитанием. Формируются всю жизнь. В молодом возрасте, пока нейроны податливы и активны, формирование связей идет быстро и успешно. Уже в шестилетнем возрасте плотность сети связей довольно высокая. У студентов плотность сети увеличивается почти вдвое. Каждая новая информация прокладывает новый канал соединения между нейронами. Каналы, которые долго не используются, зарастают. Связи, которые не работают, исчезают, забываются.

Практический вывод такой: тот, кто хочет иметь тренированный, способный к обучению мозг, должен учиться всю жизнь. Мозг должен постоянно пребывать в активном, натренированном состоянии. Количество связей должно постоянно расти. Если же мозг не работает, он постепенно атрофируется, становится вялым, малоактивным, как и всякий другой орган.

Мы знаем, что мозг состоит из левого и правого полушарий, т.е. на самом деле у нас не один, а два мозга. Полушария соединены мозолистым телом для коммуникации и взаимодействия. Между левым и правым полушариями идет непрерывный диалог. Это и есть процесс думанья. Информация, которую получает одно из полушарий, сразу передается другому для оценки и сравнения. Идет непрерывная оценка информации, полученной одним полушарием, критериями другого полушария. Мы знаем, что каждое полушарие выполняет свою функцию. Каждое отвечает за различное видение и понимание окружающего мира. Левое анализирует окружающий мир со стороны логики, рациональности. Правое дает эмоциональную, чувственную, интуитивную оценку. Чтобы оценка мира (ситуации) была правильной и полной, нужно постоянно проверять логику чувствами, а чувства – логикой.

Мозолистое тело как канал соединения между полушариями состоит из огромного количества специальных клеток. Для нас важно, что между его клетками также устанавливаются связи, количество которых увеличивается в процессе обучения, поэтому обученный человек имеет повышенную способность комплексной логически-эмоциональной и эмоционально-логической оценки окружающего мира. Он не только лучше думает и тоньше чувствует, но обладает развитым чутьем, интуицией, которая есть следствие налаженной работы полушарий.

Исследования постоянно подтверждают, что общая интеллектуальная способность выше у людей, которые научились пользоваться обоими полушариями. Этот вывод чрезвычайно важен для обучения. Именно на пропорциональной нагрузке обоих полушарий – академического и эмоционального – нужно разрабатывать новые технологии обучения, точнее – технологии управления сбалансированной работой полушарий мозга.

Наши программы школьного и вузовского обучения эксплуатируют преимущественно левое полушарие, отвечающее за анализ и логику. Его беспощадно нагружают при изучении математики, физики, естественных наук. Возможности и резервы правого полушария используются мало. Фактически оно отдыхает в то время, когда должно интенсивно работать. Проанализировав ситуацию, известные американские педагоги А. и Б. Бьюзены, авторы известных в западном мире книг по педагогике, пишут: "Сосредоточиваясь только на половине способности мозга, люди ведут себя фактически как полугодовые".

Каждый педагог знает о пользе так называемых мнемонических приемов эмоционального действия, которые специально создаются, чтобы активизировать левое полушарие. Простейшие зарифмованные стихотворения существенно облегчают запоминание сложных логических понятий. Кто не знает выражения, которое помогло когда-то каждому из нас запомнить порядок цветов в спектре: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). "Пишешь что-нибудь куда-нибудь – черточки не забудь". Эти советы благодаря одновременному использованию логики и рифмы легко запоминаются.

Для продуктивного обучения надо позаботиться о гораздо более интенсивном взаимодействии обоих полушарий мозга. Необходимо создавать для этого благоприятные условия, изменяя устоявшиеся схемы умственной деятельности. Этим, кстати, мы решим еще одну важную проблему – качественного совместного обучения юношей и девушек. Известно, что мужской и женский мозг устроены по-разному, этот вопрос будет обсуждаться специально. У юношей больше развито логическое полушарие, у девушек – эмоциональное. С учетом этого следует отказаться от устаревших способов организации умственного труда школьников и студентов.

Что можно сделать уже сейчас, чтобы улучшить связи между полушариями и повысить их взаимодействие? Первоочередная задача – разблокировать правое, большей частью малоиспользуемое полушарие. Следует нагрузить его эмоционально окрашенной информацией. Этого можно достичь, тренируя воображение. Будем чаще создавать и применять "образы" всего, что следует понять, знать и запомнить обучающимся – от гипотенуз и катетов до знаков препинания и деепричастных оборотов. Чем больше абстракции, сухости, логики в учебном материале, тем больше следует обращаться к чувствам, вызывать эмоции учащихся. Сравните таблицу Д. Менделеева с балетным залом, в котором танцуют химические элементы. Пусть обучаемые нарисуют их, сохраняя главные черты. Водород пускай будет легким балетмейстером, подпрыгивающим до потолка, кислород – очень товарищеским, отбивающим у каждого элемента партнершу, тяжелое олово – сидящим в уголке зала, а благородный гелий – танцующим соло. Такое описание запомнят все.

Известно, что все люди хорошо запоминают знания, взволновавшие их. Наши воспоминания, связанные с переживаниями, очень сильные. Есть много способов эмоционально нагрузить студентов. Они могут дискутировать на важные темы, играть роли. Иногда достаточно, обсуждая какую-то проблему, обратить внимание на ее значение для цивилизации, науки, собственной карьеры, здоровья, благосостояния.

Рифмованный текст усваивается легче и быстрее. Об этом хорошо знают воспитатели дошкольных учреждений и используют стихотворения и песни при обучении малышей. Робота мозга шестилетнего ребенка и выпускника средней школы мало чем отличается, поэтому и в школе, и в университете нужно использовать рифмы, чтобы облегчить запоминание важного материала. Уже есть опыт изложения школьных и вузовских предметов в стихах. Математика, физика, химия звучат как поэмы. Однако, видимо, мы еще многого не понимаем в работе нашего мозга, потому что теряем чувство меры – вместо одного полушария нагружаем другое. Важно, чтобы синхронно работали оба полушария.

Хороший доступ к возможностям, которые скрыты в правой части мозга, открывается с помощью рисования. Всевозможные рисунки, графики, в том числе ментальные и познавательные карты, карты памяти, опорные конспекты, о которых мы будем вести речь дальше, объединяют логику с воображением.

Очень важны для эффективного обучения шутки и юмор. Обучаемые быстрее и легче запомнят материал, если он будет ассоциироваться со смешной историей. Своевременная, остроумная шутка педагога почти всегда гарантирует полную ассоциацию.

Эффективность обучения зависит от типа и структуры знаний. Есть два типа знаний: декларативные и процедурные. Декларатинные показывают то, что мы знаем. Процедурные означают, что мы умеем с этими знаниями делать. Лучше запоминаются процедурные знания. От характера знаний зависит их запоминание. Как облегчить мозгу запоминание?

1. Учащемуся – заинтересоваться, преподавателю – заинтересовать. Очень трудно запомнить знания, которые совсем не интересны. Сделайте их интересными.

2. Сосредоточиться. Как учащимся, так и преподавателям. Когда слушаем урок, поглощенные своими собственными мыслями, мы практически не регистрируем никакой информации. Концентрация внимания – решающее условие запоминания.

3. Использовать повторения. Это техника удерживания информации в краткосрочной памяти. Если несколько раз повторить иностранное слово, то можно надеяться, что оно осядет в памяти. При этом простое, механическое повторение, так называемое поведенческое, облегчает удержание информации на короткое время. Для долгосрочного запоминания надо применить технику кодирования, которая заключается в том, что новое сообщение мы связываем с уже закрепленным в памяти. Желая запомнить какую-то дату, можно попробовать связать ее с событиями, которые мы хорошо помним.

4. Проводить глубокий анализ (преобразование информации), который крепче, чем кодирование, связывает новые сообщения с теми, что уже имеются в памяти. Если детально проанализировать информацию и хорошо понять ее, то она будет долго сохраняться в памяти.

5. Повторять информацию даже тогда, когда уверены, что хорошо поняли и знаем ее. Это гарантирует крепкое и продолжительное запоминание. В педагогике известен закон "сверхобучения". Сущность его в том, что учить материал нужно и после того, как получено первое безошибочное воспроизведение материала.

6. Применять активные методы обучения, которые делают возможным понимание, возбуждают эмоции и ощущения, благодаря чему облегчается запоминание материала. Метко выразился по этому поводу Конфуций: "Слышу и забываю. Вижу и помню. Делаю и понимаю".

Опираясь на новые результаты изучения мозга, педагоги настойчиво ищут такие способы организации его деятельности, которые устраняли бы недостатки нынешнего обучения и позволяли задействовать неиспользуемые резервы мозга. Нам открываются пути более тонкого руководства умственной деятельностью, деликатной обработки участков мозга с помощью тонких прикосновений там, где мы раньше действовали лопатой и кувалдой. В принципе ничего не меняется, лишь наши педагогические действия становятся более целенаправленными, выверенными, точными. Я бы сравнил грамотную педагогическую деятельность с микрохирургией, приносящей больше пользы больному за счет высокой целенаправленности воздействий.

Нашей целью должно быть развитие всех типов интеллекта учеников и студентов. Мы должны помочь каждому как можно раньше распознать свой ведущий интеллект, опираясь на который будут развиваться сопровождающие интеллекты. Множество развитых интеллектов всегда обеспечит более высокий общий уровень интеллекта, что гарантирует человеку гораздо лучшую приспособляемость к условиям жизни.

"Много талантов, если не интеллектов, теряется, расточается, поскольку их не заметили или уронили; лица с такими талантами – основные жертвы ограниченного, узкого подхода к уму", – утверждает Г. Гарднер. – Никому не надо доказывать, что наш мир преисполнен проблем; чтобы иметь шанс решить их, мы должны гораздо лучше использовать типы интеллекта, которыми владеем". Сегодня в учебных заведениях обращается чрезмерное внимание на языковой и логико-математический интеллект, другие типы используются явно недостаточно, поэтому некоторых студентов оценивают как слабых, медленных или таких, которые не имеют никаких способностей. Это большая ошибка.

Педагогам, которые хотели бы перестроить свое обучение на основе новых представлений о работе мозга и хотели бы, в частности, совершенствовать развитие всех видов интеллекта, следует обратить внимание на некоторые тонкости управления познавательной деятельностью студентов.

1. Аксиома: каждый студент – иной. Каждый имеет свою специфическую и неповторимую "матрицу интеллекта". Каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Следовательно, с каждым нужно работать, учитывая его особенности.

2. Исходим из того, что все виды интеллекта важны и необходимы. Следовательно, не будем замыкаться только на развитии языковых и математических качеств. Пространственные таланты, естественные, кинестетические, общественные и личные в жизни человека весят не меньше.

3. Каждый тип интеллекта нужно и можно развить.

4. Сложение развитых интеллектов всегда обеспечит более высокий общий уровень интеллектуального развития.

5. Диагностировать развитие каждого вида интеллекта трудно, но без этого не обойтись. Примените специальные тесты. Спросите обучаемых об их талантах, дарованиях, предпочтениях. Дайте им свободу выбора. Обучающийся, получивший возможность выбирать, всегда проявит свои таланты.

6. К типу интеллекта нужно приспосабливать методы обучения. Придется изобретать специальные приемы. Например, обучая студентов с незначительными пространственными способностями, лучше дать им трехмерные модели, нежели ожидать, что они поймут сущность, рисуя плоские фигуры.

7. Оценивать надо с учетом интеллекта. Обучаемый с общественными склонностями не "глупее" обучаемого с языковым интеллектом. Он – другой.

8. "И голове своей руками помогал", – пел В. Высоцкий. Можем не беспокоиться об одаренных учениках. Предметом нашей опеки будут в первую очередь обучающиеся, которые пока не сумели достичь взаимодействия различных типов интеллекта, у которых интеллекты "не помогают" друг другу.

9. Эмоциональный интеллект, определяющий на 80% жизненные успехи, есть не что иное, как соединение всех типов развитых интеллектов, поэтому наряду с развитием интеллекта, развивайте эмоции. Упражнения в оптимизме, развитие уверенности в себе, умения сотрудничать с другими, развитие эмпатии, внимания и понимания должны быть включены в каждое занятие.