Приобретение знаний

Мозг построен из сотен миллиардов нейронов, создающих сложную сеть связей. Уже в момент рождения мозг ребенка имеет столько же нейронов, сколько их в мозге взрослого человека. Отсутствуют лишь связи между нейронами – они формируются эдукацией в течение всей жизни. В молодом возрасте, пока нейроны податливы и активны, формирование связей идет быстро и успешно. Так, уже в шестилетнем возрасте плотность сети связей довольно высокая; у студентов она увеличивается почти вдвое. Каждая новая информация прокладывает новый канал соединения между нейронами. Каналы, которые долго не используются, зарастают. Связи, которые не работают, исчезают, забываются. Практический вывод можно сделать такой: тот, кто хочет иметь тренированный, способный к обучению мозг, должен учиться всю жизнь. Мозг должен постоянно пребывать в активном, натренированном состоянии. Количество связей должно постоянно расти. Если мозг не работает, он постепенно атрофируется, становится вялым, малоактивным, как и всякий другой орган.

Мозг состоит из левого и правого полушарий, соединенных мозолистым телом, обеспечивающим коммуникацию и взаимодействие полушарий. Между левым и правым полушариями идет непрерывный диалог – это и есть процесс думанья. Информация, которую получает одно из полушарий, сразу передается другому для оценки и сравнения, т.е. информация, полученная одним полушарием, непрерывно оценивается по критериям другого полушария. Каждое полушарие выполняет свою функцию, отвечает за различное видение и понимание окружающего мира. Левое полушарие анализирует окружающий мир со стороны логики, рациональности, правое дает эмоциональную, чувственную, интуитивную оценку. Чтобы оценка мира (ситуации) была правильной и полной, нужно постоянно проверять логику чувствами, а чувства – логикой. Мозолистое тело как канал соединения полушарий состоит из огромного количества специальных клеток, между которыми также устанавливаются связи. Количество связей увеличивается в процессе обучения, поэтому обученный человек имеет повышенную способность комплексной логически-эмоциональной и эмоционально-логической оценки окружающего мира. Он не только лучше думает и тоньше чувствует, но обладает развитым чутьем, интуицией, которая является следствием налаженной работы полушарий.

Исследования постоянно подтверждают: общая интеллектуальная способность выше у тех людей, которые научились пользоваться обоими полушариями. Этот вывод чрезвычайно важен для обучения. Именно на основе пропорциональной нагрузки обоих полушарий – академического и эмоционального – необходимо разрабатывать новые технологии обучения, точнее, технологии управления сбалансированной работой полушарий мозга. Однако программы школьного и вузовского обучения эксплуатируют преимущественно левое полушарие, отвечающее за анализ и логику: его беспощадно нагружают при изучении математики, физики, естественных наук. Возможности и резервы правого полушария используются мало: по сути, оно отдыхает в то время, когда должно интенсивно работать. Проанализировав ситуацию, известный британский психолог и соавтор книги "Научи себя думать" Тони Бьюзен отмечает: "Сосредоточиваясь только на половине способности мозга, люди ведут себя фактически как полутоновые".

Для продуктивного обучения нужно позаботиться о гораздо более интенсивном взаимодействии обоих полушарий мозга. Необходимо создавать для этого благоприятные условия, изменяя устоявшиеся схемы умственной деятельности. Тем самым будет решена и еще одна важная проблема – организация качественного совместного обучения юношей и девушек. Как известно, мужской и женский мозг устроены по-разному: у юношей больше развито логическое полушарие, у девушек – эмоциональное. С учетом этого следует отказаться от устаревших способов организации умственного труда школьников и студентов.

Что можно сделать уже сейчас, чтобы улучшить связи между полушариями и повысить их взаимодействие? Первоочередная задача – разблокировать правое, большей частью малоиспользуемое полушарие. Следует нагрузить его эмоционально окрашенной информацией. Этого можно достичь, тренируя воображение. Нужно чаще создавать и применять образы всего того, что следует понять, узнать и запомнить – от гипотенуз и катетов до знаков препинания и деепричастных оборотов. Чем больше абстракции, сухости, логики содержится в учебном материале, тем больше следует обращаться к чувствам, вызывать эмоции учащихся. Например, можно сравнить таблицу Менделеева с балетным залом, в котором танцуют химические элементы. Пусть обучаемые нарисуют их, сохраняя главные черты. Водород пусть будет легким, подпрыгивающим до потолка; кислород – очень товарищеский, отбивает у каждого элемента партнершу; тяжелое олово сидит в уголке зала, а благородный гелий танцует соло. Такое описание запомнят все.

Известно, что люди хорошо запоминают сведения, взволновавшие их, а воспоминания, связанные с переживаниями, очень сильны. Есть много способов эмоционально нагрузить учащихся. Они могут дискутировать на важные темы, играть роли. Иногда достаточно, обсуждая какую-то проблему, обратить внимание на ее значение для цивилизации, науки, собственной карьеры, здоровья, благосостояния.

Зарифмованный текст усваивается легче и быстрее. Об этом хорошо знают воспитатели дошкольных учреждений и используют стихотворения и песни при обучении малышей. Работа мозга шестилетнего ребенка и выпускника средней школы мало чем отличается. Потому и в школе, и в университете нужно использовать рифмы, чтобы облегчить запоминание важного материала. Уже есть опыт изложения школьных и вузовских предметов в стихах: математика, физика, химия звучат как поэмы. Но все хорошо в меру. Вместо одного полушария не следует излишне нагружать другое. Важно, чтобы синхронно работали оба полушария.

Хороший доступ к возможностям правой, эмоциональной части мозга открывается с помощью рисования. Всевозможные рисунки, графики, в том числе ментальные и познавательные карты, карты памяти, опорные конспекты, о которых речь пойдет дальше, объединяют логику с воображением.

Очень важны для эффективного обучения шутки и юмор. Обучаемые быстрее и легче запомнят материал, если он будет ассоциироваться со смешной историей. Своевременная остроумная шутка педагога почти всегда гарантирует полную ассоциацию.