Принятые сокращения и аббревиатуры
КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях РФ
НК РФ - Налоговый кодекс РФ ТК ТС - Таможенный кодекс Таможенного союза ВТО - Всемирная торговая организация ТС - Таможенный союз
ФТС России - Федеральная таможенная служба России
Закон о безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах - Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия Российской Федерации)" (в ред. от 11 ноября 2003 г.)
Закон о валютном регулировании и валютном контроле - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле"
Закон о специальных мерах при импорте товаров
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"
Закон о таможенном регулировании - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № ЗН-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
Закон о таможенном тарифе - Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе"
Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"
Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу соглашение от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"
Приказ о компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней - приказ ФТС России от 19 апреля 2007 г. № 489 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней"
ВТБ - внешнеторговая бартерная сделка
ВТТ - внутренний таможенный транзит
ВЭД - внешнеэкономическая деятельность
ГТД - грузовая таможенная декларация
ДТС - декларация таможенной стоимости
ЕТТ - Единый таможенный тариф
МДП - международные дорожные перевозки
НДС - налог на добавленную стоимость
CВХ - склад временного хранения
ТН ВЭД - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности
Предисловие
Необходимость подробного изучения механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в нашей стране обусловлена стремительным ростом за последние годы объемов экспортно-импортных и транзитных потоков, перемещаемых через таможенную границу РФ.
Мировая практика свидетельствует, что таможенное регулирование внешнеторговой деятельности является одним из основных рычагов воздействия на экономику любой страны. Глобальный экономический кризис, коснувшийся и России, оказал негативное влияние на развитие мировой торговли, но не изменил ярко выраженной тенденции к интеграции национальных экономик и, как следствие, к увеличению количества и многообразию ассортиментного состава внешнеторговых операций.
Сбалансированный подход интересов государства и членов общества при формировании таможенной политики должен обеспечить свободную интеграцию российской экономики в мировое хозяйствование с учетом защиты национального рынка, без которой невозможно обеспечение экономического суверенитета страны, соблюдение общественных устоев, жизни и здоровья населения.
Экономические преобразования, происходящие во всем мире, процессы глобализации, интеграции, активизации мирохозяйственных связей не оставляют шансов странам СНГ (в том числе России и Узбекистану) искать и устанавливать свои собственные, национальные правила таможенного регулирования. Их унификация с общепринятыми международными нормами и принципами становится неизбежной. Четко обозначившаяся тенденция унификации и гармонизации национального таможенного законодательства приводит к существенным изменениям концепции таможенного регулирования в целом.
Таможенное законодательство приобретает все более наднациональный характер. За последние десятилетия таможенное (как, например, и валютное) законодательство большинства стран становится "интернационализированным".
Практика таможенного регулирования во многих зарубежных странах демонстрирует последовательный отход от "суверенного законотворчества" по таможенным вопросам. Национальное таможенное законодательство следует за формирующимися тенденциями и принципами международного таможенного права. Большинство стран мира давно осознали, что развитие взаимной торговли - благо для всех, а единые стандарты таможенного регулирования международной торговли - это необходимость.
Таможенные кодексы большинства зарубежных стран построены на общей правовой основе - положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции 1973 г.), рамочных стандартов Всемирной таможенной организации (ранее эта организация называлась Советом таможенного сотрудничества), ряда многосторонних международных договоров. Как следствие, в этих странах организационно-правовая база таможенного дела похожа, хотя и имеет свои особенности, обусловленные определенными (но не по принципиальным вопросам) различиями национальных законодательств.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная таможенная организация и другие авторитетные международные организации устанавливают единые международные стандарты и нормы, которые суверенные государства не могут не учитывать при формировании национальных законодательств в сфере внешнеторгового и таможенного регулирования, даже не будучи членами названных выше организаций. В подобной ситуации универсальные нормы международного таможенного права применяются при регулировании таможенных отношений в качестве общепризнанных принципов и обычаев международного права, имея при этом приоритет над национальным законодательством.
Особое значение в последнее время приобретает проблема таможенного регулирования в рамках таможенных союзов (ТС). Появляются экономико-политические образования, определяющие себя как ТС, но при этом сохраняющие собственное таможенное законодательство и собственные таможенные тарифы. В этой связи важно отметить, что в общепринятом понимании Таможенный союз - это интеграционная группировка, участники которой добровольно отказываются от национального таможенного суверенитета в пользу "союзного органа", формируют единую для всех стран-участниц таможенную политику. Страны, участвующие в ТС, полностью устраняют таможенные барьеры во внутренней торговле и осуществляют единое, согласованное на союзном уровне таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в торговле с "третьими" странами (т.е. странами - не членами ТС). Таким образом, индикатором ТС является наличие общего для всех стран-участниц Таможенного кодекса, принятого союзными органами, и единого союзного таможенного тарифа. Если интеграционная группировка не отвечает данным требованиям, то она не является Таможенным союзом в общепринятом понимании.
В условиях усиления интеграционных процессов, формирования региональных ТС и межгосударственных экономических ассоциаций существенное значение для специалистов в области внешнеторговой деятельности приобретают знания и практические навыки в сфере таможенного декларирования, определения таможенной стоимости товаров и страны их происхождения, уплаты таможенных платежей при различных таможенных режимах.
Теоретические основы и методические особенности применения этих и других инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговых процессов, изучаемые в рамках учебной дисциплины "Таможенное дело", с той или иной степенью подробности рассматриваются в рамках настоящего учебника.
В результате изучения данной дисциплины студент будет:
знать
o понятийный аппарат в области таможенного дела; принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; методологию определения и порядок контроля таможенной стоимости; порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, налогов при различных таможенных процедурах; особенности проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств; ОГЛАВЛЕНИЕ таможенного оформления и таможенного декларирования товаров;
уметь
o применять правила определения страны происхождения товара; применять методы определения таможенной стоимости и навыки контроля заявленной таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров; контролировать соблюдение валютного законодательства РФ при перемещении через таможенную границу товаров, валютных ценностей, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней; оформлять необходимую документацию при прибытии товаров на таможенную территорию и убытии товаров с таможенной территории;
владеть
o навыками применения основных правил интерпретации ТН ВЭД, применения форм и технологий таможенного контроля товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами; системой методов определения таможенной стоимости товаров, особенностями применения ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара; практическими навыками таможенного оформления и декларирования отдельных категорий товаров.