Принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества
Аудиторская организация должна принимать новое задание, только при уверенности относительно честности клиента, наличия возможности, времени и ресурсов, позволяющих оказать услугу с соответствующим уровнем качества (п. 14 ФПСАД № 7). Также, регламентируется проведение регулярной оценки существующих клиентов на предмет соответствия требованиям честности и отсутствия изменений условий, которые свидетельствовали бы о невозможности продолжать оказывать услуги надлежащего качества (п. 23 ФПСАД № 34).
Кроме того, во исполнение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" аудитор обязан провести идентификацию клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя путем сбора сведений и документов в соответствии с законодательством[1].
Первоначальная оценка предполагаемого клиента проводится с использованием специальной формы рабочего документа, информация в которой тщательно анализируется до принятия решения о принятии нового клиента и утверждается руководством.
Вопросные листы по принятию клиента, или продолжению сотрудничества заполняются руководителем аудиторской команды (АК) по каждому новому заданию, рассматриваются и утверждаются руководством аудиторской организации.
В случаях, когда аудиторская организация склонна принять решение об отказе выполнения задания и (или) от дальнейшего сотрудничества с клиентом, п. 30 ФПСАД № 34 предписано проведение процедуры оценки профессиональных и юридических рисков последствий, которые могут возникнуть. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (протокол САД № 80 от 26 ноября 2009 г.) предлагают в этих условиях провести дополнительно следующие мероприятия при условии их целесообразности:
• обсуждение с уполномоченными лицами руководства клиента и представителями собственника мер, которые аудиторская организация может предпринять в сложившихся обстоятельствах;
• обсуждение с уполномоченными лицами руководства клиента и представителями собственника возможности отказа от выполнения задания и от продолжения сотрудничества, а также причин отказа;
• рассмотрение вопроса о соответствии сложившихся обстоятельств требованиям федеральных стандартов аудиторской деятельности или иных нормативных правовых актов РФ с сообщением причин отказа соответствующим регулирующим органам (СРО).
САД рекомендует значимые вопросы, их обсуждение, сделанные выводы с их аргументацией оформлять документально, т.е. протоколировать.
Организация работы с кадрами
Аудиторская фирма, как и любая другая, заинтересована в укомплектовании штата компетентными сотрудниками. Для этого в аудиторской организации должна регулярно проводиться оценка выполнения должностных обязанностей, обеспечиваться предоставление соответствующего профессионального обучения. Руководители и специалисты аудиторской организации должны посещать семинары и тренинги, способствующие их профессиональному развитию (п. 32 ФПСАД № 34).
Оценка выполнения должностных обязанностей руководителей и специалистов аудиторской организации в практике крупных аудиторских фирм проводится ежегодно и включает следующие позиции:
• тестирование профессиональной компетентности;
• оценку степени участия работника в мероприятиях аудиторской организации по непрерывному профессиональному развитию;
• рассмотрение действий работника но самостоятельному профессиональному обучению;
• навыки и опыт, приобретенные работником;
• рассмотрение персональных качеств, необходимых для работы в АК (коллективизм, умение справляться со сложными ситуациями, умение поддерживать свой технический уровень, умение применять полученные знания на практике, уровень ответственности, способность принимать решения, владение собой и т.д.).
Претенденты на работу в аудиторской фирме принимаются после профессионального тестирования и многоуровневого собеседования, проводимого руководителями разного ранга организации. Принятие на работу утверждается на уровне руководителя аудиторской организации и, как правило, с установлением испытательного срока. При введении нового сотрудника к выполнению своих обязанностей в АК принято применять такие методы как наставничество и обучение на рабочем месте.
Пунктами 38 и 40 ФПСАД № 34 регламентируется обязательность выполнения следующих требований по формированию аудиторской команды:
• оценка возможностей и уровня компетенции работников проводится до включения в состав группы;
• для каждого задания по проверке назначается руководитель из числа работников, обладающих необходимыми навыками и опытом;
• руководитель проверки подтверждает достаточность ресурсов для выполнения задания в процессе осуществления этапа планирования и несет полную ответственность за его выполнение;
• имя руководителя задания (проверки), его обязанности и статус сообщаются ключевому управленческому персоналу клиента и представителям его собственников;
• САД рекомендует использовать в качестве инструмента контроля закрепления работников за конкретными заданиями применять график (таблицу) занятости, доступный для всех сотрудников.